logo search
Sotsialnaya_pedagogika

3. Межпредметные связи

Педагогика может решать свои специфические задачи более или менее эффективно, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания.

Полученные из разных разделов педагогики знания позволяют в синтезе охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.

Философия социального воспитания рассматривается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. Здесь рассматриваются фундаментальные методические и мировоззренческие вопросы. В частности, дается трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе определенного понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. А в целом, знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества.

Социально-педагогическая виктимология исследует категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации; определяет направления социальной и педагогической помощи.

Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания. Исходя из положений философии социального воспитания, учитывая данные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует:

Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностях на различных возрастных этапах, выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.

Экономика и менеджмент социального воспитания исследует, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой – экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы управления социальным воспитанием.

В совокупности все названные разделы позволяют реализовать принцип дополнительности в социальной педагогике, сформулированный выдающимся датским физиком Нильсом Бором, как способ описания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций (принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методологический принцип). Подробнее этот принцип, как и другие принципы социального воспитания мы рассмотрим позднее на одном из занятий.

Такое понимание социальной педагогики как отрасли знания делает ее необходимой теоретической основой социального воспитания.