logo search
Sotsialnaya_pedagogika

Пояснительная записка

Социальная педагогика, изучая особенности социального воспитания в современном обществе, в условиях кризисного состояния общества выступает ведущей отраслью знаний. В связи с тем, что в настоящее время особо обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности в области семейного, гражданского, религиозного и правового воспитания, в настоящее время к социальной педагогике обращаются самые различные категории общества.

Особенность современной социальной педагогики – гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания в том, чтобы личности помочь, а не заставить; помочь быть самим собой, убедиться в собственной исключительности, быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.

Общественный смысл социальной педагогики в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения и развиваться на основании своих способностей и задатков; помочь человеку в стремлении выйти на путь нравственных отношений.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных заведениях.

Существующая система социального воспитания затрагивает вопросы теории и практики: социальной защиты детей; вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика учитывает национальные и религиозные особенности, например, особенности славянской семьи базируются на традициях православия, идеях добра, терпения, милосердия и соблюдения моральных норм. Поэтому студенту педагогического вуза надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

В курсе рассматриваются воспитательные силы общества и способы их актуализации, путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для позитивных направлений развития и духовно-ценностной самореализации человека.

В основе курса – социальное воспитание и социализация личности, индивидуальная помощь личности в различных институтах воспитания.

Цель курса: подготовка будущего педагога к ведению социальной работы в различных учебно-воспитательных учреждениях и оказанию социальной поддержки ребенку в различных жизненных ситуациях.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания и социализации личности;

- сформировать систему теоретических знаний о различных подходах к процессу социального воспитания;

- изучить опыт и практику оказания индивидуальной помощи ребенку в различных институтах воспитания;

- способствовать осознанию семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды воспитания и развития ребенка.

Студент, изучивший данную дисциплину:

должен иметь знать:

- сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания и социализации личности;

- владеть системой теоретических сведений о различных подходах к процессу социального воспитания;

- опыт и практику оказания индивидуальной помощи ребенку в различных институтах воспитания.

уметь:

- использовать полученные знания на практике;

- осмысливать жизнь человека, приобщающегося к субкультуре и обретающего возможность для реализации своих сущностных сил;

- оказывать индивидуальную помощь ребенку в различных институтах социального воспитания;

- самостоятельно работать с научно-педагогической литературой.

Итогом курса является зачет, проведение которого может осуществляться по одному из двух предлагаемых вариантов, однако в обоих вариантах проведения зачета результирующая оценка складывается из трех компонентов:

1-й вариант:

1) успешное выполнение итогового теста: 55 тестовых заданий, которые должны быть представлены из различных дидактических единиц курса социальной педагогики;

2) подготовка реферата;

3) рейтинг-контроль, который включает посещаемость занятий, ответы на вопросы семинара, выполнение индивидуальных творческих заданий, написание конспектов первоисточников, ведение терминологического словаря, знание терминов. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента, в итоге суммируются и учитываются при сдаче зачета.

2-й вариант:

1) Альтернативой выполнению теста из 55 вопросов может стать устный ответ по билетам (в билет включается два теоретических вопроса, которые должны быть из различных разделов курса социальной педагогики).

2) подготовка реферата;

3) рейтинг-контроль, который включает посещаемость занятий, ответы на вопросы семинара, выполнение индивидуальных творческих заданий, написание конспектов первоисточников, ведение терминологического словаря, знание терминов. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента, в итоге суммируются и учитываются при сдаче зачета.