logo search
Sotsialnaya_pedagogika

2. Принципы социального воспитания

Принципы воспитания – это исходные положения, на основе которых разрабатываются в теории и применяются на практике содержание, формы и методы воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания.

Этот принцип прослеживается в трудах Яна Амоса Коменского, в теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. В социальной педагогике этот принцип предполагает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту своего развития, умеющему правильно строить свои отношения на основе субъект-субъектного подхода.

Реализация этого принципа оказывает положительное влияние на становление личности и все аспекты ее социализации:

- Человек будет осваивать позитивные ценности, а не асоциальные;

- Воспитание получает определенные возможности для создания условий эффективной реализации человеком себя как субъекта;

- Воспитание сможет создать такие условия, которые помогут достичь баланса между адаптацией и обособлением, т. е. в той или иной степени избежать стать жертвой социализации и ее неблагоприятных условий.

Реализация принципа гуманистической направленности эффективно влияет на:

- развитие рефлексии и саморегуляции;

- на формирование отношения к миру и с миром;

- на развитие собственного достоинства;

- на развитие ответственности, терпимости.

Т. е. в целом - на формирование личности, а значит – на развитие социального прогресса.