logo search
Sotsialnaya_pedagogika

1. Сущность, компоненты, этапы социализации.

Почти до 60-х годов ХХ в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в 90-е годы ХХ в. изучение социализации распространилось и на взрослость и даже старость.

В основном все концепции тяготеют к одному из двух подходов, различие которых в понимании роли самого человека в процессе социализации:

1-й подход – субъект-объектный (Эмиль Дюркгейм - француз, Талкот Парсонс - американец): позиции человека пассивная, а сама социализация – процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой; общество в данном случае выступает субъектом, а человек – объектом.

2-й подход: - субъект-субъектный (Чарльз Кули – американец, Дж Герберт Мид – американец): позиция человека активна, т. е. человек – не только участник социализации, он не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя и общество в целом.

Мы основывается на втором подходе, и социализацию мы определяем, как: развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Иными словами, сущность социализации – в сочетании адаптации (А) и обособления (О) человека в условиях конкретного общества.

Адаптация – процесс и результат становления индивида в обществе, т. е. становление человека существом социальным.

Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Налицо – конфликт между мерой адаптации и степенью обособления его в обществе.

Иначе говоря, эффективная социализации предполагает определенный баланс А и О.

Выделим следующие составляющие (компоненты) социализации.

Социализация

1. Стихийная

Социально-экономические + культурные реалии

2. Относительно направляемая

Экономические, законодательные, организационные меры, принимаемые государством

Законы (обязательный минимум образования, сроки службы в армиии т. д.)

3. Относительно социально-контролируемая

Воспитание, в основе которого - социальное действо

4. Самоизменение человека (самовоспитание – деятельность человека, направленная на формирование, изменение себя в соответствии с заранее поставленными целями.

Развитие человека представляет саморегулирующийся процесс, запускаемый наследственными факторами и возможный только в социальной среде.

Наиболее быстрое и интенсивное развитие человека (физическое и психическое) происходит в начальный период жизни. Рассмотрим характеристику возрастного развития от 0 до 18 лет по Д.Б. Эльконину и выделим в соответствии с этой характеристикой этапы социализации.

  1. Младенчество (0-1 год)

  2. Ранее детство (1-3 года)

  3. Дошкольный возраст (3-6-7) лет

  4. Младший школьный возраст (6-7-10-11 лет)

  5. Подростковый возраст (10-11-15 лет)

  6. Старший школьный возраст (ранний юношеский) (15-17 лет)

  7. Юношеский возраст (18-23 года)

  8. Молодость (23-30 лет)

  9. Ранняя зрелость (30-40 лет)

  10. Поздняя зрелость (40-55 лет)

  11. Пожилой возраст (55-65 лет)

  12. Старость (65-70 лет)

  13. Долгожительство - от 70 лет