5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
Организация детского досуга особенно в первые годы после революции, была одной из социальных проблем. По решению Советов в Петрограде, Москве и других крупных городах были созданы детские и подростковые внешкольные клубы. Большую поддержку со стороны правительства получили клубы пионеров.
В 30-е гг., когда стали создаваться профсоюзные клубы и Дома культуры, в них были организованы детские секторы, в которых проводилась работа с детьми во внеучебное время в различных кружках и секциях. Тогда же, в 30-е гг. стали создаваться детские парки, дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, различные станции (юных техников, туристов, натуралистов), детские железные дороги и пароходства.
Во время войны и на протяжении двадцати лет послевоенного времени сеть внешкольных детских учреждений сократилась. Причинами были не только экономические трудности, но и дискуссии ученых-педагогов, в результате которых труд и игра изгонялись из школы, что, в свою очередь, сказалось на содержании работы внешкольных учреждений.
Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков, выливалось в от дельные направления. Если в 20-е гг. это была организация детских клубов, то в 40-е — это тимуровское движение, в 50-60-е — «коммунарское движение», в 70-е — создание педагогических от рядов, возникновение родительских «семейных клубов» в 80-е гг.
Особенности каждого движения — отдельная тема. Упомянем только тимуровское движение. Ребят захватила «подпольность», добрые дела «по секрету», сбор по цепочке, самостоятельность. Тимуровские команды создавались не только в дачных поселках. Во время войны добрые дела «по секрету» — это помощь семьям фронтовиков, шефство над ранеными, работа в госпиталях и т. д. движение приобрело такой размах, что комсомольские вожаки задумались, как его влить в пионерскую организацию, достаточно заформализованную уже в то время. И когда тимуровцы стали приписываться к классам — отрядам, энтузиазм детей погас. На его смену пришло «коммунарское движение».
В 60-70-е гг. были приняты постановления правительства по вопросам охраны материнства и детства, материального обеспечения семей имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения: «О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа» (1976), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968), «0 дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей» (1974), «0 мерах по увеличению товаров для детей, повышению их качества и улучшению торговли этими товарами» (1978) и др. После этих постановлений был увеличен отпуск работающим матерям по уходу за ребенком до одного года, освобождены от оплаты за содержание детей в детских садах, школах-интернатах те семьи, чей доход не превышал 60 руб. на человека в месяц. Строились новые детские сады и школы-интернаты, выплачивались пособия при рождении первого, второго и третьего ребенка.
В эти же годы в принятой Реформе общеобразовательной и профессиональной школ предполагалось «усилить помощь семье одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения». На предприятиях, в колхозах и совхозах создавались коллективы наставников, воспитателей-общественников, родительские комитеты, советы отцов, клубы подростков, по месту жительства.
На днепропетровском заводе была создана «Служба семьи», в Харькове на заводских собраниях ставили вопросы воспитания детей в семье. В Москве, Ленинграде, Туле, Горьком был организован родительский всеобуч. Популярные журналы, лекции общества «Знание», радио и телепередачи посвящались воспитанию ребенка в семье.
Некоторые предприятия к работе по трудовому воспитанию подростков привлекали родителей; где и родители и дети вместе участвовали в благоустройстве города, поселка, завода.
Коммунарское движение» 60-х гг. стало своеобразным возрождением опыта С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Главным здесь было создание детского, подросткового самостоятельного коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Это та попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, «трудовые десанты».
Одновременно с этим движением в 70-80 гг. подростки и молодежь создают неформальные, антисоциальные объединения. Группировки завоевывают улицу, многие из них носят криминальный характер. Они занимаются рэкетом, фарцовкой, торговли девочками, участвуют в групповых драках, вовлекают девушек-подростков в дворовые команды, поклоняются нацистской идеологии, сатанизму.
Семейно-педагогические клубы в конце 70-х — начале 80-х гг. больше функционировали летом: выезжали в заброшенные деревни, занимались огородом, ходили в лес, вечером собирались у костра. Так, члены московского клуба «Атом» (им руководил Л.Б. Кононенко) под Звенигородом по договоренности с лесхозом помогали в охране леса.
В подростковом клубе «Орион», «Форпосте» культуры им. Т. Шацкого (1971), в многопрофильном клубе «Ровесник» (с 1986 г.), социально-педагогическом комплексе «Содружество» возрождались принципы социального воспитания личности Шацкого и Макаренко. Различные коллективные «операции», творческие дела, дружеское общение, общий эмоциональный подъем привлекли в это движение не только подростков, но и взрослых. Однако, как и тимуровское, «коммунарское движение» потихоньку глохло под прессом попыток комсомольских организаций (ЦК ВЛКСМ) объявить весь школьный комсомол «коммунарским движением», подчинить его себе и заформализовать.
Все эти движения были отдельными очагами решения вопроса социального воспитания подростков и детей. Организаторами клубов, центров, движений и секций были энтузиасты, а все эти объединения ютились в подвалах, в домах, подлежащих сносу. Сюда приходили подростки, которые, отойдя от пионерской организации и школьного комсомола, оказывались во дворе. Энтузиасты-организаторы, создавая клубы и различные юношеские объединения, стремились сплотить все «воспитательные силы» микрорайона, экспериментировали в области социализации личности подростка. Это явление в нашем обществе было закономерным. В тот период наблюдался кризис семьи, когда она, как главное звено в социализации личности, не справлялась с этой функцией. В школе же, ставшей только обучающей, воспитание сосредоточивалось в руках классного руководителя (одного на 40 детей) и все формализующихся пионерской и комсомольской организаций. Главным фактором социализации личности — становилась среда.
В 1985 г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняло постановление «о мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Постановление позволило не только материально укрепить названные учреждения, но и улучшить положение воспитанников. После принятия постановления Совета Министров СССР (1988) «0 создании детских домов семейного типа» забота о детях-сиротах приобретает более индивидуальный характер. Сейчас в России 347, детских домов семейного типа, в них находятся 3,5 тыс. детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.
С 1990 г. в Москве, в Марьиной роще, там, где в начале века С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко создавали общество «Сетлемент, начала функционировать опытная станция по внешкольному воспитанию АН России, организатором которой стал Р.В. Соколов. Станция не только превратилась в научный центр обобщения опыта, привлечения населения к воспитанию детей в последние тридцать лет, но и стала районным социально-педагогическим комплексом, где в клубах и кружках были заняты дети и подростки и где к воспитанию ребят привлекалась взрослое население.
Были распространены государственные детские дома, в том числе дома ребенка, школы-интернаты, и государственно-общественные. Ко вторым относятся опекунские и приемные семьи, семейные детские дома Российского детского фонда, детские деревни, приюты общественных организаций.
Новыми формами воспитания детей-сирот стали приюты, лицеи, дома матери и ребенка.
Литература:
Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003.
Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
- Педагогика
- Оглавление
- Пояснительная записка
- 1. Организационно-нормативная документация
- 1.1. Учебная программа
- 1.1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.1.2. Содержание дисциплины опд.Ф. 02 Педагогика дпп.Ф.18. «Социальная педагогика»
- Опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- По очной форме
- 1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 30 часов для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- 1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины цикла опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология»
- 1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология)»
- 2. Дидактические материалы (средства обучения)
- 2.1. Печатные дидактические материалы Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 3.2. Контрольно-измерительные материалы
- 3.2.1. Текущий контроль
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Установите соответствие между основанием классификации и видом социальной технологии:
- 3.2.2. Итоговый контроль
- 3.2.3. Вопросы к зачету (экзамену)
- 1. Теория социальной педагогики
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Воспитательная функция социальной педагогики означает:
- 3. Социализация личности - это:
- 4. Система институтов социального воспитания не включает:
- 5. Гуманизм социального воспитания состоит в том, чтобы:
- 2. Человек в процессе социализации
- 18. Установите соответствие:
- 19. Установите соответствие:
- 3. Защита детства и социальная педагогика в истории России
- 4. Работа социального педагога в современных условиях
- 45. Защитно-охранная функция деятельности социального педагога не включает:
- 46. Дифференциация обучения – это:
- 51. Источники информации для установления социального диагноза*:
- 53. Социальный диагноз — это:
- 54. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности*:
- 55. Формы девиантного поведения*:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Методические рекомендации для студентов Тематика лекционных занятий (44 часа)
- Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
- Раздел 1. Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
- Вопросы и задания
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- Вопросы и задания
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тематика семинарских занятий (30 часов)
- Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
- 1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
- 2. Социальное воспитание в странах Европы и сша (2 часа)
- 3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
- 4. Человек в процессе социализации.
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
- 4.2. Словарь терминов
- 4.3. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.4. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки
- Раздел 1.
- Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
- 2. Термины социальной педагогики
- 3. Межпредметные связи
- 4. Социальная педагогика как часть социальной философии
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- 1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
- 2. Факторы, агенты и средства социализации
- 3. Механизмы социализации
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- 1. Сущность социального воспитания
- 2. Принципы социального воспитания
- 2. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).
- 3. Взаимодействие в социальном воспитании
- 4. Институты социального воспитания
- Раздел 2.
- Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (4 часа)
- 1. Человек как объект и субъект социализации
- 2. Человек как жертва процесса социализации
- 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование
- Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
- 1. Семья как социальная ячейка общества
- 2. Типы семей
- Этапы, функции семьи
- Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
- 1. Семейное воспитание
- 2. Отношения в семье
- 3. Причины конфликтов в семье
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
- 1. Забота о детях-сиротах у славян
- 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах
- 3. Государственная политика защиты детства в хviii веке
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- 1. Ведомство учреждений императрицы Марии
- 2. Сиротские институты
- 3. Детские приюты
- 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах
- 5. Благотворительные учреждения
- Тема 3. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей
- 2. Детские объединения
- 4. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- Тема 4. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
- 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство
- 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны
- 4. Послевоенная социальная политика
- 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
- Тема 5. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Понятие сотрудничества в социальной педагогике м.П. Щетинина, т.И. Гончаровой, е.Н. Ильина, в.Ф. Шаталова, в.Н. Дубинина
- 2. Опыт и.П. Волкова «учить творчеству»
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
- 2. Основные положения Конвенции оон «о правах ребенка», Закона рф «Об основных гарантиях прав ребенка в рф»
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- 3. Опыт защиты детей
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- 1. Понятие технологии. Педагогическая технология. Социальная технология
- 2. Классификация социальных технологий
- 3. Основные методы в работе социального педагога Методы социальной работы
- Психологические методы
- Педагогические методы
- Социально-педагогические методы
- Темы 3-4. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа) Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции
- 2. Функции в деятельности социального педагога
- 3. Должностные обязанности социального педагога
- 4. Самоменеджмент социального педагога
- 5. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
- Раздел 4.
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- 1. Медицинская диагностика
- 2. Психологическая диагностика
- 3. Социальная диагностика
- 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- 1. Социальная ситуация развития детей и подростков
- 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей
- 3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика
- Педагогика
- Анна Юрьевна Арутюнян