031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
по очной форме
по очной форме
-
Модуль
Номер раздела, темы
Самостоятельная работа студентов
Формы контроля
Содержание работы, формы работы
Сроки выполнения
Общая трудоемкость
1
Раздел 1.
Тема 1.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
2. Термины социальной педагогики.
3. Межпредметные связи.
4. Социальная педагогика как часть социальной философии.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Когда социальная педагогика начала формироваться как автономное направление в педагогике?
2. Перечислите основные термины социальной педагогики.
3 . Предложите свое определение социальной педагогики. В чем вы видите ее значение?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составить и заполнить таблицу: 1) Общее и различия в социальной философии и социальной педагогике; 2) Общее и различия во взглядах на вопросы образования в социальной философии социалистов-утопистов и революционных демократов.
3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Составление таблицы: 1) Общее и различия в социальной философии и социальной педагогике; 2) Общее и различия во взглядах на вопросы образования в социальной философии социалистов-утопистов и революционных демократов.
3. Составление тестов, вопросов-суждений.
4. Заполнение терминологического словаря по теме.
5 . Ответы на вопросы.
1 неделя
февраля
4
1. Проверка конспекта лекции.
2. Проверка наличия и заполнения терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
4. Контроль присутствия на лекции.
5. Ответы на вопросы.
1
Раздел 1.
Тема 2.
Содержание: Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
2. Факторы, агенты и средства социализации.
3. Механизмы социализации.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. В чем заключается сущность процесса социализации?
2. Назовите 4 группы факторов социализации.
3. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Попытайтесь раскрыть сущность социализации, изобразив это понятие в виде рисунка или схемы.
3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции
2. Заполнение терминологического словаря по теме.
3. Анализ творческих работ.
4. Составление тестов или вопросов суждений.
5 . Ответы на вопросы.
3-4 неделя февраля
8
1. Проверка конспекта лекции.
2. Анализ творческих работ
3. Проверка терминологических словарей.
4. Ответы на вопросы.
1
Раздел 1.
Тема 3.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Сущность, социального воспитания.
2. Принципы социального воспитания:
3. Взаимодействие в социальном воспитании.
4. Институты социального воспитания.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
Формы:
1. Конспект лекции.
2 . Заполнение терминологического словаря по теме.
1-2 неделя марта
8
1. Проверка конспекта лекции.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Контроль присутствия на лекции.
1
Раздел 1.
Тема 3.
Занятие № 1.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Сущность, социального воспитания.
2. Принципы социального воспитания:
3. Взаимодействие в социальном воспитании.
4. Институты социального воспитания.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какому принципу социального воспитания соответствует создание многообразных видов и типов воспитательных организаций?
2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?
3. Какова современная трактовка принципа природосообразности?
Задания:
1. Напишите педагогическое эссе на тему: «В чем, на ваш взгляд, гуманизм социального воспитания?»
2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Заполнение терминологического словаря по теме.
2. Подготовка эссе.
3 . Анализ продуктов деятельности.
3 неделя марта
4
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Контроль присутствия на семинаре.
4. Анализ продуктов деятельности.
1
Раздел 1.
Тема 4.
Занятие № 2.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Организация социального воспитания в Германии, Великобритании и США.
2. Взрослые в воспитательном процессе.
3. Особенности работы со взрослыми.
4. Работа социального педагога с родителями.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сформулируйте особенности работы со взрослыми в европейских странах.
2. Каковы принципы обучения взрослых?
3. Какие типы программ включала подготовка к семейной жизни в США в 40-70-е годы ХХ века?
Задания:
1. Напишите эссе на тему: «Применение какого из принципов обучения взрослых приемлемо для применения ко мне и почему?»
2. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Заполнение терминологического словаря по теме.
2. Подготовка эссе.
3 . Анализ продуктов деятельности.
4 неделя марта
4
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
4. Контроль присутствия на семинаре.
1
Раздел 1.
Тема 5.
Занятие № 3.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Принцип коллективности социального воспитания.
2. Опытные станции Наркомпроса.
3. Социально-педагогическая деятельность В.Н. Сорока-Росинского.
4. А.С. Макаренко о воспитании личности в коллективе.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Почему постоянное пребывание в коллективе отрицательно влияет на ребенка?
2. Каким образом группа сверстников влияет на каждого своего члена?
Задания:
1. Изучение фрагментов статей «Детский дом» В.Н. Сорока-Росинского; «О моем опыте» А.С. Макаренко.
2. Объясните смысл слов Е.А. Аркина «В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».
Формы:
1. Заполнение терминологического словаря по теме.
2. Изучение фрагментов статей.
3 . Анализ продуктов деятельности.
1 неделя апреля
4
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Контроль присутствия на семинаре.
4. Тестирование.
2
Раздел 2.
Тема 1.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План: 1. Человек как объект и субъект социализации.
2. Человек как жертва процесса социализации.
3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование.
4. Социально-педагогическая виктимология.
Задания
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Заполнить таблицу: В связи с чем человека можно считать объектом социализации, и благодаря чему человек является субъектом социализации?
Формы:
1. Конспект лекции.
2 . Заполнение терминологического словаря по теме.
2-3 неделя апреля
8
1. Проверка конспекта лекции.
2. Проверка терминологических словарей.
2
Раздел 2.
Тема 1.
Занятие № 1.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Человек как объект и субъект социализации.
2. Человек как жертва процесса социализации
3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование.
4. Социально-педагогическая виктимология.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.
2. Что значит быть личностью?
3. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации?
Задания:
1. Подготовьте эссе на темы «Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации»; «Человек – творец своей жизни: возможности и границы.
2. Составить сравнительную таблицу: подходы к исследованию социализации (субъект-объектный и субъект-субъектный).
Формы:
1. Работа над эссе.
2. Заполнение терминологического словаря по теме.
3 . Анализ продуктов деятельности.
1-2 неделя мая
8
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
2
Раздел 2. Тема 2.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Семья как социальная ячейка общества.
2. Типы семей, этапы, функции и структура семьи.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. В чем особенности семьи как социальной ячейки общества?
2. Перечислите известные вам типы семей.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Проанализировать семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.
3. Сформулируйте оригинальное определение семьи и детства.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Заполнение терминологического словаря по теме.
3 . Анализ продуктов деятельности.
3-4 неделя мая
8
1. Проверка конспекта лекции.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
2
Раздел 2. Тема 3.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Отношения в семье.
2. Семейное воспитание.
3. Причины конфликтов в семье.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?
2. Что угрожает российской семье?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме (семье).
3. Сформулируйте правила взаимодействия и установления контактов с семьей.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Заполнение терминологического словаря по теме.
3. Проектирование
4 . Анализ продуктов деятельности.
1 неделя июня
4
1. Проверка конспекта лекции.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
2
Раздел 2. Тема 4.
Занятие № 2.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Специфика работы социального педагога с семьей, детьми, взрослыми.
2. Методы и формы работы социального педагога с семьей.
3. Организация работы с семьями с больными детьми.
4. Организация семейного досуга.
5. Модели помощи современной семье.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что может взять социальный педагог из опыта работы центров «Доверие», «Радуга»?
2. В чем, на ваш взгляд, заключается педагогика семейных отношений»?
3. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?
4. Какие традиции, особенности взаимоотношений семьи, из которой вы вышли, вы хотели бы перенести в семью, которую создали или хотите создать?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение статей Л.Н. Кривцовой «Центр социально-психологической помощи «Доверие» и «Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями.
3. Написать эссе на темы: «Моя будущая семья: какой я ее вижу и почему» или «Какие моменты из детства вспоминаются как несправедливые, обидные и как бы вы сегодня поступили на месте родителей»?
4. Составление примерной программы занятий с родителями.
Формы:
1. Конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Работа над заданиями.
3. Заполнение терминологического словаря по теме.
4 . Составление программы занятий социального педагога с родителями.
2 неделя июня
4
1. Обсуждение вопросов семинара.
2. Проверка конспектов.
3. Проверка терминологических словарей.
4. Анализ продуктов деятельности.
5. Тестирование.
Раздел 3.
Тема 1.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Забота о детях-сиротах у славян.
2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах.
3. Государственная политика защиты детства в ХVIII веке.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Когда был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем и почему?
2. Что такое скудельницы (божедомки). Как вы думаете, почему их так называли?
3. Что означал термин «печаловаться»?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Изучение содержания воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома».
3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Работа над первоисточниками.
3. Заполнение терминологического словаря по теме.
1 неделя сентября
4
1. Проверка конспекта лекции
2 Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
Раздел 3.
Тема 2.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Ведомство учреждений императрицы Марии.
2. Сиротские институты.
3. Детские приюты.
4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах.
5. Благотворительные учреждения.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Когда было создано Ведомство учреждений императрицы Марии?
2. Какие учреждения входили в его состав?
3. Сколько приютов официально действовали: в начале ХХ века в России?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Изучение статьи В.Я. Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома».
3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Работа над первоисточниками.
3 . Заполнение терминологического словаря по теме.
2 неделя сентября
4
1. Проверка конспекта лекции
2. Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
Раздел 3.
Тема 3.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей.
2. Детские объединения.
3. Педагогика среды С.Т. Шацкого.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. С какой целью было создано общество «Сетлемент»?
2. Какую колонию в 1911 году вместе с женой создает С.Т. Шацкий?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Работа над первоисточниками.
3 . Заполнение терминологического словаря по теме.
3 неделя сентября
4
1. Проверка конспекта лекции
2. Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
Раздел 3.
Тема 4.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917г.
2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство.
3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны.
4. Послевоенная социальная политика.
5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга.
Вопросы и задания
Вопросы:
Какой характер в большей степени носило воспитание в пионерских домах, создаваемых в 20-30-годы?
К чему, в основн6ом, сводилась забота о детях в годы ВОв?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Работа над первоисточниками.
3 . Заполнение терминологического словаря по теме.
4 неделя сентября
4
1. Проверка конспекта лекции
2. Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
Раздел 3.
Тема 5.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина.
2. Опыт И.П. Волкова «учить творчеству».
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы?
2. Что из их опыта педагогов-новаторов может использовать в своей работе социальный педагог?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Знакомство с отрывком статьи И.П. Волкова «Учить творчеству».
3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Работа над первоисточниками.
3 . Заполнение терминологического словаря по теме.
1 неделя октября
4
1. Проверка конспекта лекции
2. Проверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
3
Раздел 3.
Тема 6. Занятие № 1.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
Занятие № 1.
1. Развитие ребенка от рождения до университетского возраста по М.М. Манасеиной.
2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.
3. «Школьные типы» Лесгафта.
4. Особенности обучения и воспитания в дворянской семье (по М.С. Лунину).
5. Воспитание крестьянских детей.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной С.С. Луниным?
2. Каким было воспитание в крестьянской семье.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение фрагментов статей М.М. Монасеиной «О воспитании ума»; П.Ф. Лесгафта «Школьные типы» (антропологический этюд).
Формы:
1. Конспект научных источников по вопросам семинара.
2 . Заполнение терминологического словаря по теме.
2 неделя октября
4
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Терминологический диктант.
3
Раздел 3.
Тема 7. Занятие № 2.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
Занятие № 2.
1. Православие и образование в России.
2. Религиозное образование.
3. Христианское воспитание.
4. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какова роль православия в образовании и воспитании человека в России?
2. Какова ваша оценка роли исповеди и проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение фрагментов проповедей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.
Формы:
1. Конспект научных источников по вопросам семинара.
2 . Заполнение терминологического словаря по теме.
3 неделя октября
4
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Терминологический диктант.
3
Раздел 3.
Тема 8. Занятие № 3.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
Занятие № 3.
1. Н.К. Рерих о ненасилии.
2. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании.
3. Эксперимент К.Н. Вентцеля.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. В чем успех и в чем неудача эксперимента свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
Формы:
1. Конспект научных источников по вопросам семинара.
2 . Заполнение терминологического словаря по теме.
4 неделя октября
4
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Терминологический диктант.
4
Раздел 4. Тема 1.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования.
2. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3. Опыт защиты детей.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Охарактеризовать основное содержание Конвенции о правах ребенка.
2. Дать характеристику основных положений Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Напишите педагогическое эссе на тему: Почему и от кого нужно защищать детей».
3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции
2. Заполнение терминологического словаря по теме.
3.Составление тестов или вопросов-суждений.
4 . Анализ продуктов деятельности.
1 неделя ноября
4
1. Проверка конспекта лекции.
2. Поверка терминологических словарей.
3. Анализ продуктов деятельности.
4
Раздел 4. Тема 2.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Понятие технологии. Педагогическая технология, социальная технология.
2. Классификация социальных технологий.
3. Основные методы в работе социального педагога.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что вы понимаете под социально-педагогическими технологиями?
2. К каким основаниям классификации социальных технологий относится социальное прогнозирование.
3. Назовите известные вам направления социальной работы.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Заполнение терминологического словаря по теме.
3. Составление тестов или вопросов-суждений.
4. Текущее тестирование.
5 . Анализ продуктов деятельности.
2 неделя ноября
4
1. Проверка конспекта лекции.
2. Проверка терминологических словарей.
4. Тестирование.
5. Анализ продуктов деятельности.
4
Раздел 4. Тема 3.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции.
2. Функции в деятельности социального педагога.
3. Должностные обязанности социального педагога.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от деятельности педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Составление тестов или вопросов-суждений.
3. Заполнение терминологического словаря по теме.
4 . Рефлексия.
3 неделя ноября
8
1. Проверка конспектов лекции
2. Проверка терминологических словарей.
3. Рефлексия.
4
Раздел 4. Тема 4.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Самоменеджмент социального педагога.
2. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Как вы понимаете самоменеджмент?
2. Чем отличаются важные дела от весьма важных и менее важных?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Составление тестов или вопросов-суждений.
3. Заполнение терминологического словаря по теме.
4 . Рефлексия.
4 неделя ноября
4
1. Проверка конспектов лекции
2. Проверка терминологических словарей.
3. Рефлексия.
4
Раздел 4. Тема 5.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Медицинская диагностика.
2. Психологическая диагностика.
3. Социальная диагностика.
4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Основная задача диагностики?
2. Что такое социальный диагноз?
3. Чем отличается социальная диагностика от социально-педагогической диагностики?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
3. Составьте таблицу, в которой проведите сравнительный анализ медицинской, социальной и социально-педагогической диагностики.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Составление таблицы.
3. Составление тестов или вопросов-суждений.
4 . Заполнение терминологического словаря по теме.
1 неделя декабря
4
1. Проверка конспекта лекции.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Текущее тестирование.
4. Контроль присутствия на лекции.
4
Раздел 4. Тема 6.
Содержание: Выполнение конспекта лекции.
План:
1. Социальная ситуация развития детей и подростков.
2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей.
3. Исследование межличностных отношений детей и подростков.
Вопросы и задания
Вопросы:
Что вы понимаете под индивидуальной социальной ситуацией развития?
Кто ввел понятие индивидуальная социальная ситуация развития?
Для чего нужна ранняя диагностика социально-педагогической запущенности?
Сформулируйте сущность комплексной психолого-педагогической диагностики.
Что должно стать итогом комплексной психолого-педагогической диагностики.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Познакомиться с методикой «Индивидуальная социальная ситуация» И.А. Николаевой.
3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Формы:
1. Конспект лекции.
2. Составление тестов или вопросов-суждений.
3. Тестирование.
4 . Заполнение терминологического словаря по теме.
1 неделя декабря
4
1. Проверка конспекта лекции.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Текущее тестирование.
4. Контроль присутствия на лекции.
4
Раздел 4.
Тема 7. Занятие № 1.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Социальные функции современной системы образования.
2. Планирование работы социального педагога.
3. Документация в деятельности социального педагога.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какие вы знаете виды планирования?
2. Перечислите основные документы, которые должен вести социальный педагог.
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
Формы:
1. Конспект научных источников по вопросам семинара.
2 . Заполнение терминологического словаря по теме.
2 неделя декабря
8
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Терминологический диктант.
4
Раздел 4.
Тема 8. Занятие № 2.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Сотрудничество со школой. Социальные задачи школы.
2. Работа социального педагога в микрорайоне.
3. Структура социально-педагогического комплекса (СПК).
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сформулировать социальные задачи школы в современных условиях.
2. Какие вы знаете виды планирования?
3. Считаете ли вы, что школа должна стать центром воспитательной работы в микрорайоне и почему?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Построить модель СПК, оптимальную для вашего микрорайона
3. Составить план работы социального педагога в микрорайоне на один день, неделю.
Формы:
1. Конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Работа над творческими заданиями.
3. Заполнение терминологического словаря по теме.
4. Составление плана работы социального педагога.
5 . Моделирование СПК.
3 неделя декабря
8
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Проверка творческих заданий.
4. Терминологический диктант.
5. Проверка плана работы социального педагога.
6. Проверка модели СПК.
4
Раздел 4.
Тема 9. Занятие № 3.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.
2. Методы перевоспитания (в учебное и во внеурочное время).
3. Молодежные субкультуры.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Сформулируйте суть принципа «взрыва» А.С. Макаренко. В чем сложность его применения?
Задания:
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Конспектирование статей А.С. Макаренко «О взрыве», В.Н. Сорока-Росинского «Трудновоспитуемые».
3. Подготовить доклады-презентации по одному из направлений современной молодежной субкультуры.
4. Составить план работы социального педагога с трудными детьми на неделю.
Формы:
1. Конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Работа над заданиями.
3. Заполнение терминологического словаря по теме.
4. Составление плана работы социального педагога с трудными детьми на неделю.
5 . Просмотр и анализ подготовленных презентаций.
4 неделя декабря
8
1. Устный опрос.
2. Проверка терминологических словарей.
3. Проверка конспектов.
4. Терминологический диктант.
5. Анализ презентаций.
4
Раздел 4. Тема 10. Занятие № 4.
Содержание: Подготовка к занятию.
План:
1. Детская одаренность: сущность, виды, особенности.
2. В.П. Кащенко об одаренных детях.
3. Методы работы с одаренными детьми
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Как отличить одаренного ребенка от обычного школьника?
2. Одаренный ребенок: награда или наказание?
Задания
1. Выполнить конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Изучение и конспектирование статьи В.П. Кащенко «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?
3. Составить план работы социального педагога на неделю с одаренным ребенком.
Формы:
1. Конспект научных источников по вопросам семинара.
2. Работа над заданиями.
3. Заполнение терминологического словаря по теме.
4. Составление плана работы социального педагога с одаренным ребенком.
4 неделя декабря
4
1. Опрос.
2. Проверка конспектов.
3. Проверка плана работы социального педагога.
4. Терминологический диктант.
- Педагогика
- Оглавление
- Пояснительная записка
- 1. Организационно-нормативная документация
- 1.1. Учебная программа
- 1.1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.1.2. Содержание дисциплины опд.Ф. 02 Педагогика дпп.Ф.18. «Социальная педагогика»
- Опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- По очной форме
- 1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 30 часов для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- 1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины цикла опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология»
- 1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология)»
- 2. Дидактические материалы (средства обучения)
- 2.1. Печатные дидактические материалы Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 3.2. Контрольно-измерительные материалы
- 3.2.1. Текущий контроль
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Установите соответствие между основанием классификации и видом социальной технологии:
- 3.2.2. Итоговый контроль
- 3.2.3. Вопросы к зачету (экзамену)
- 1. Теория социальной педагогики
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Воспитательная функция социальной педагогики означает:
- 3. Социализация личности - это:
- 4. Система институтов социального воспитания не включает:
- 5. Гуманизм социального воспитания состоит в том, чтобы:
- 2. Человек в процессе социализации
- 18. Установите соответствие:
- 19. Установите соответствие:
- 3. Защита детства и социальная педагогика в истории России
- 4. Работа социального педагога в современных условиях
- 45. Защитно-охранная функция деятельности социального педагога не включает:
- 46. Дифференциация обучения – это:
- 51. Источники информации для установления социального диагноза*:
- 53. Социальный диагноз — это:
- 54. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности*:
- 55. Формы девиантного поведения*:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Методические рекомендации для студентов Тематика лекционных занятий (44 часа)
- Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
- Раздел 1. Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
- Вопросы и задания
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- Вопросы и задания
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тематика семинарских занятий (30 часов)
- Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
- 1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
- 2. Социальное воспитание в странах Европы и сша (2 часа)
- 3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
- 4. Человек в процессе социализации.
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
- 4.2. Словарь терминов
- 4.3. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.4. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки
- Раздел 1.
- Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
- 2. Термины социальной педагогики
- 3. Межпредметные связи
- 4. Социальная педагогика как часть социальной философии
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- 1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
- 2. Факторы, агенты и средства социализации
- 3. Механизмы социализации
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- 1. Сущность социального воспитания
- 2. Принципы социального воспитания
- 2. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).
- 3. Взаимодействие в социальном воспитании
- 4. Институты социального воспитания
- Раздел 2.
- Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (4 часа)
- 1. Человек как объект и субъект социализации
- 2. Человек как жертва процесса социализации
- 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование
- Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
- 1. Семья как социальная ячейка общества
- 2. Типы семей
- Этапы, функции семьи
- Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
- 1. Семейное воспитание
- 2. Отношения в семье
- 3. Причины конфликтов в семье
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
- 1. Забота о детях-сиротах у славян
- 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах
- 3. Государственная политика защиты детства в хviii веке
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- 1. Ведомство учреждений императрицы Марии
- 2. Сиротские институты
- 3. Детские приюты
- 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах
- 5. Благотворительные учреждения
- Тема 3. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей
- 2. Детские объединения
- 4. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- Тема 4. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
- 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство
- 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны
- 4. Послевоенная социальная политика
- 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
- Тема 5. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Понятие сотрудничества в социальной педагогике м.П. Щетинина, т.И. Гончаровой, е.Н. Ильина, в.Ф. Шаталова, в.Н. Дубинина
- 2. Опыт и.П. Волкова «учить творчеству»
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
- 2. Основные положения Конвенции оон «о правах ребенка», Закона рф «Об основных гарантиях прав ребенка в рф»
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- 3. Опыт защиты детей
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- 1. Понятие технологии. Педагогическая технология. Социальная технология
- 2. Классификация социальных технологий
- 3. Основные методы в работе социального педагога Методы социальной работы
- Психологические методы
- Педагогические методы
- Социально-педагогические методы
- Темы 3-4. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа) Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции
- 2. Функции в деятельности социального педагога
- 3. Должностные обязанности социального педагога
- 4. Самоменеджмент социального педагога
- 5. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
- Раздел 4.
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- 1. Медицинская диагностика
- 2. Психологическая диагностика
- 3. Социальная диагностика
- 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- 1. Социальная ситуация развития детей и подростков
- 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей
- 3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика
- Педагогика
- Анна Юрьевна Арутюнян