logo search
Sotsialnaya_pedagogika

4. Самоменеджмент социального педагога

Самоменеджмент - это использование испытанных методов в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Фактор времени является самым мощным стрессором. Педагогу хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Зная азы самоменеджмента, он лучше сможет организовать свою деятельность, избавиться от стресса и научиться находить время на отдых.

Можно начать с маленькой анкеты по самоменеджменту: «Насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?» (Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с. - С. 119-122).

Технику самоменеджмента кратко можно представить в виде простой схемы, где выделена его функция, соответствующие ей рабочие методы и приемы и достигаемый благодаря их использованию выигрыш во времени.

Техника самоменеджмента

Функция

Рабочие приемы, методы

Достигаемый результат (выигрыш во времени)

I. Постановка целей

Определение цели, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формирование цели.

Мотивация, устранение слабых сторон, распознавание преимуществ, концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов.

2. Планирование.

Годовое планирование, месячное планирование, декадное планирование, планирование дня, принципы временного менеджмента, метод «Альпы», менеджмент с помощью дневника времени.

Подготовка к реализации цели, оптимальное распределение и использование времени, сокращение сроков исполнения.

3. Принятие решений.

Установка приоритетов, принцип Парето (соотношение 80:20), АБВ-анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование дел (перепоручение).

Приводящая к успеху организация труда, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности, продуктивность трудовых затрат.

4. Реализация и организация.

Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план.

Применение самоменеджмента, концентрация па значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего стиля.

5. Контроль.

Контролирование процесса работы (сравнение замысла с результатом), контролирование итогов (контролирование достижения поставленных целей, промежуточных результатов), обзор итогов истекшего дня (самоконтроль).

Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни.

6. Информация и коммуникация.

Рациональное чтение, рациональные совещания, рациональное ведение беседы, рациональное использование телефона, рациональное ведение корреспонденции, листки-памятки и формуляры.

Быстрое чтение, лучшая организация совещаний и конференций, выделение времени для собеседований, отгораживание от возможных помех, меньше отвлечений, меньше «бумажной войны».

Для достижения любой цели необходимо планирование, которое позволяет идти кратчайшим путем, умение концентрировать внимание на важных делах, устанавливать реалистичные сроки, создавать резервы времени, избавляться от холостых ходов, т. е. повышать эффективность и уменьшать стресс. Планирование времени можно представить как закрытую систему.

Необходимо учитывать, что планируемые на любой период времени дела должны занимать 60%, оставляя резерв. В течение дня следует выделять приоритеты А (весьма важные), Б (важные), В (менее важные), которые лучше выполнять в наиболее плодотворное для вас и удобное время.

Успешно работать - значит точно и хорошо выполнять нужные задачи. Принятие решений предполагает установление целеориентированных и однозначных приоритетов. Для целесообразного и эффективного выполнения ваших задач, безусловно, необходимо, чтобы вы лично установили их очередность.

Установление приоритетов помогает:

- планомерно вести дела;

- выполнять срочную работу к установленному времени;

- регулировать перерывы в работе;

- проверять степень срочности;

- определять альтернативные решения, например, с помощью вспомогательных вопросов;

- учитывать возможности делегирования ваших полномочий другим.

Принцип Парето (соотношение 80:20) применительно к рациональному использованию времени гласит: «Если все рабочие функции рассматривать с точки зрения критерия их эффективности», то окажется, что 80% конечных результатов достигается только за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени».

К немногочисленным жизненно важным проблемам следует всегда приступить в первую очередь.

С помощью анализа вы обеспечиваете упорядочение задач А, Б, В по их значимости и ориентацию результатов работы на достижение нужного эффекта.

Необходимо дать себе отчет в том, что невозможно делать сразу все, нужно устанавливать приоритеты и начать с самого главного - это основное правило эффективной организации труда.

Задачи А

Задачи Б

Задачи В

Весьма важные

Важные

Менее важные

15% всех задач, 65% общей значимости

20% всех задач, 20% общей значимости

65% всех задач, 15% общей значимости

Восполнить самому, не перепоручать

Частично поручать

Поручать, сокращать, вычеркивать

Работать нужно последовательно в соответствии принципами Эйзенхауэра и не нужно бояться «менее срочные/менее важные» дела переправлять в архив, либо в корзину.

Делегированием называется поручение рабочей задачи, а также передача компетенции и ответственности. Делегирование означает саморазгрузку. Оно высвобождает время для выполнения руководящих функций (задач А) и предоставляет шансы сотрудника для раскрытия своих способностей (мотивация). Делегирование в равной степени выгодно и для руководителей, и для подчиненных.

Успешное делегирование предполагает:

- готовность делегировать (желание);

- способность делегировать (возможность).

Организация рабочего дня означает, что вы подчиняете себе свою работу и свое время и не допускаете, чтобы было наоборот.