Часть III.
Ст. 46-54 — процедурно-правовые меры осуществления Конвенции.
О методике работы с текстом Конвенции ООН
1. Когда анализируешь русский текст международного документа, встречаешь много трудностей, противоречий, непривычен язык, не всегда сразу проясняется смысл статьи. Главное — не буква, а дух закона, надо вычленить те цели, ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества, без них невозможны не только свобода, добро и справедливость, но и выживание человеческого рода.
2. Читая статью, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях Реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных «ведений для конкретных лиц, возрастных групп.
Формы разъяснения должны быть доступны, актуальны, в ходе изучения статей Конвенции необходимо иллюстрировать их смысл конкретными фактами, наглядным материалом.
Для осуществления конкретных статей, реализации Конвенции необходимо активное участие самих субъектов права, социальные инициативы отдельных социальных групп и общественных организаций, как взрослых, так и детских.
Таким образом, для успешной реализации Конвенции на местах необходимо придерживаться принципов: знание, понимание, осуществление.
Конвенция лишь предлагает некие минимальный стандарты — общую этическую и юридическую схему. Делом каждого конкретного государства было paтифицировать Конвенцию, создать национальный Программы действий до 2000 года, подготовить собственную законодательную базу для ее реализаций и один раз в два года готовить объективные отчеты в Комитет ООН.
24 июля 1998 года в России принят Федеральный Закон, обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нашей страны.
Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Наше государство утверждает этим законом признание детства - важным этапом в жизни человека.
Выделяются следующие приоритеты:
- подготовка детей к полноценной жизни в обществе;
- развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;
- воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Документ содержит пять глав:
I глава — общие положения, основной смысл государственной политики в интересах детей.
II глава — основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации — раскрывает законодательные основы гарантий прав ребенка, механизм содействия ребенку в реализации его законных прав и интересов, меры по их защите.
III глава — организационные основы гарантий прав ребенка — роль каждого звена государственной структуры и мероприятия по осуществлению гарантий прав.
IV глава — гарантии исполнения настоящего Федерального закона — порядок разрешения споров при in полнении настоящего закона.
V глава — заключительные положения – сроки вступления в силу отдельных статей и Закона в целом, необходимость приведения всей законодательной системы государства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
При изучении и использовании текста Закона на практике желательно обратить внимание прежде всего на основные понятия, которые определяют смысл социальной политики государства.
Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), в наших документах может быть назван несовершеннолетним, привлекает внимание социального педагога прежде всего потому, что он находится в проблемной жизненной ситуации. Направления работы в плане социального педагога могут быть определены в соответствии с тем, проблемы какой социальной группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, становятся объектом его внимания. Фактически каждый ребенок может попасть в такую группу, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств и он не может; преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
При этом социальный педагог обеспечивает условия для социальной адаптации данного ребенка как внутреннего процесса принятия норм общественной жизни и поведения, преодоления последствий психологической или моральной травмы. В этой ситуации социальный педагог создает условия для становления ребенка как субъекта социальной жизни.
Социальный педагог занимается и социальной реабилитацией ребенка, как внешним процессом, проводит мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем окружающих. Социальный педагог создает условия для становления педагогически целесообразной социальной среды.
Социальному педагогу необходимо знать, кто по закону обеспечивает социальное обслуживание и жизнеобеспечение детей? Чем занимаются социальный службы и социальная инфраструктура? Какое место здесь занимает система образования?
Все правовые документы социального педагога должны быть ориентированы на цели государственной политики в интересах детей (ст. 4). Мотивация обращения в те или иные органы власти социального педагога может быть подкреплена материалами Закона (ст. 5).
Статья 7 поможет социальному педагогу в решении вопроса о полномочиях и ответственности различных общественных структур за содействие в реализации, защите прав и законных интересов детей.
1. Органы государственной власти — содействует ребенку в реализации и защите его интересов и прав через принятие соответствующих нормативно-правовых актов, проведение методической информационной работы, поощрение ребенка и тех, кто способствует осуществлению его прав и законных интересов.
2. Родители и лица их заменяющие содействуют осуществлению самостоятельных действий ребенка по осуществлению своих прав и законных интересов.
3. Педагоги и другие специалисты несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание ребенка, но только в рамках, которые определили им компетентные органы государственной власти и в соответствии с Законодательством РФ.
4 Общественные и некоммерческие организации могут тоже осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей, могут получить в этом методическую и иную помощь от органов исполнительной власти.
Далее социальный педагог может ознакомиться с тем, какие устанавливаются минимальные стандарты и меры по осуществлению гарантий прав ребенка (ст. 8-14); изучить, какие особые меры гарантирует государство для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15), сроки вступления в силу действия тех или иных органов местного самоуправления (ст. 17); какова государственная поддержка общественных организаций (ст. 18), государственный заказ (ст. 19) и целевые программы (ст. 20), а также порядок финансирования мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей (ст. 21).
Для успешной реализации данного Закона, необходимо сделать его достоянием педагогов, детей, родителей.
На основе текста Закона можно корректировать Устав образовательного учреждения, планы СПР, регулировать отношения между семьей и школой.
Закон должен быть соотнесен с Законодательными органами, текстом Закона «Об образовании», другими Законами и подзаконными актами.
- Закон об образовании.
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Педагогика
- Оглавление
- Пояснительная записка
- 1. Организационно-нормативная документация
- 1.1. Учебная программа
- 1.1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.1.2. Содержание дисциплины опд.Ф. 02 Педагогика дпп.Ф.18. «Социальная педагогика»
- Опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- По очной форме
- 1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 30 часов для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- 1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины цикла опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология»
- 1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология)»
- 2. Дидактические материалы (средства обучения)
- 2.1. Печатные дидактические материалы Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 3.2. Контрольно-измерительные материалы
- 3.2.1. Текущий контроль
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Установите соответствие между основанием классификации и видом социальной технологии:
- 3.2.2. Итоговый контроль
- 3.2.3. Вопросы к зачету (экзамену)
- 1. Теория социальной педагогики
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Воспитательная функция социальной педагогики означает:
- 3. Социализация личности - это:
- 4. Система институтов социального воспитания не включает:
- 5. Гуманизм социального воспитания состоит в том, чтобы:
- 2. Человек в процессе социализации
- 18. Установите соответствие:
- 19. Установите соответствие:
- 3. Защита детства и социальная педагогика в истории России
- 4. Работа социального педагога в современных условиях
- 45. Защитно-охранная функция деятельности социального педагога не включает:
- 46. Дифференциация обучения – это:
- 51. Источники информации для установления социального диагноза*:
- 53. Социальный диагноз — это:
- 54. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности*:
- 55. Формы девиантного поведения*:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Методические рекомендации для студентов Тематика лекционных занятий (44 часа)
- Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
- Раздел 1. Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
- Вопросы и задания
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- Вопросы и задания
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тематика семинарских занятий (30 часов)
- Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
- 1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
- 2. Социальное воспитание в странах Европы и сша (2 часа)
- 3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
- 4. Человек в процессе социализации.
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
- 4.2. Словарь терминов
- 4.3. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.4. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки
- Раздел 1.
- Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
- 2. Термины социальной педагогики
- 3. Межпредметные связи
- 4. Социальная педагогика как часть социальной философии
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- 1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
- 2. Факторы, агенты и средства социализации
- 3. Механизмы социализации
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- 1. Сущность социального воспитания
- 2. Принципы социального воспитания
- 2. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).
- 3. Взаимодействие в социальном воспитании
- 4. Институты социального воспитания
- Раздел 2.
- Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (4 часа)
- 1. Человек как объект и субъект социализации
- 2. Человек как жертва процесса социализации
- 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование
- Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
- 1. Семья как социальная ячейка общества
- 2. Типы семей
- Этапы, функции семьи
- Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
- 1. Семейное воспитание
- 2. Отношения в семье
- 3. Причины конфликтов в семье
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
- 1. Забота о детях-сиротах у славян
- 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах
- 3. Государственная политика защиты детства в хviii веке
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- 1. Ведомство учреждений императрицы Марии
- 2. Сиротские институты
- 3. Детские приюты
- 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах
- 5. Благотворительные учреждения
- Тема 3. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей
- 2. Детские объединения
- 4. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- Тема 4. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
- 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство
- 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны
- 4. Послевоенная социальная политика
- 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
- Тема 5. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Понятие сотрудничества в социальной педагогике м.П. Щетинина, т.И. Гончаровой, е.Н. Ильина, в.Ф. Шаталова, в.Н. Дубинина
- 2. Опыт и.П. Волкова «учить творчеству»
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
- 2. Основные положения Конвенции оон «о правах ребенка», Закона рф «Об основных гарантиях прав ребенка в рф»
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- 3. Опыт защиты детей
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- 1. Понятие технологии. Педагогическая технология. Социальная технология
- 2. Классификация социальных технологий
- 3. Основные методы в работе социального педагога Методы социальной работы
- Психологические методы
- Педагогические методы
- Социально-педагогические методы
- Темы 3-4. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа) Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции
- 2. Функции в деятельности социального педагога
- 3. Должностные обязанности социального педагога
- 4. Самоменеджмент социального педагога
- 5. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
- Раздел 4.
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- 1. Медицинская диагностика
- 2. Психологическая диагностика
- 3. Социальная диагностика
- 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- 1. Социальная ситуация развития детей и подростков
- 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей
- 3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика
- Педагогика
- Анна Юрьевна Арутюнян