4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика — это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Используя педагогические средства, педагоги изучают личность ребенка в педагогическом процессе. Прежде всего, этих специалистов интересуют уровень обучаемости детей как их способность к школьному обучению и уровень обученности как - реальный уровень знаний, умений и навыков. Они исследуют личность ученика как субъекта учебной деятельности и со стороны школьно-значимых психических функций. И хотя эта позиция подвергается критике с точки зрения холистического (целостного) подхода, педагогический диагноз чаше всего выражается словами «хороший ученик», «плохой ученик». Педагогическая диагностика оценивает ребенка в сравнении его с определенными социальными нормами и эталонами, что часто обусловливает оценочное отношение к личности ученика и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользоваться готовыми педагогическими оценками, но и вынужден реабилитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон.
Социальный педагог может опираться в диагностической работе на известные педагогические требования: изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей и потенциалов; диагностика не должна быть самоцелью, а носить стимулирующий характер; изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения; личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного метода; необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и собственными показателями.
Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.
Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики.
Каково содержание социально-педагогической диагностики?
В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).
Постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, исследуя социальную ситуацию развития детей, необходимо опираться на соответствующие исследования, характеризующие ее сущность; изучая социально-педагогическую запущенность ребенка, необходимо четко ориентироваться в ее причинах, признаках и проявлениях в различных возрастных группах: выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрессивности (психоанализ — «агрессия как способ снятия напряжения и психологическая зашита», бихевиоризм — «агрессия как научение подобному поведению» и др.).
На основе теоретического представления о предмете диагностики у социального педагога формируется представление о предмете диагностики. У социального педагога формируются признаки диагностируемого явления. Так, для социально-педагогической запущенности такими важными признаками являются дисгармонии личностного развития, низкий уровень развития субъектных свойств (самосознания, общения и деятельности), нарушенный образ «Я», труднообучаемость, трудновоспитуемоесть и социальная дезадаптированность. Кроме того, нарушено взаимодействие ребенка с микросоциумом (родители, педагоги, сверстники). За выделением признаков следует подбор методов, способных их диагностировать. Методы социально-педагогического исследования — это способы получения и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социально-педагогической ситуации ребенка, опыте его поведения, способах взаимодействия и отношений к миру, с миром и с самим собой.
Социальная педагогика как наука и как область практической деятельности является одной из самых молодых, что обусловливает дефицит собственных методов и активное использование методов из смежных областей. Следовательно, социальный педагог может использовать различные методы исследования: педагогические, психологические, медицинские, социологические и общегносеологические. К последним относятся метод диалектики, методы анализа и синтеза, метод теоретического моделирования, метод качественных оценок, которыми в той или иной мере пользуются все специалисты. Среди социологических методов он часто прибегает к опросам, анкетированию, социальной статистике, социальному проектированию и экспертным оценкам.
В числе психологических методов им могут применяться те, по которым он прошел специальную подготовку: самонаблюдение, личностные опросники, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, лабораторные эксперименты, социометрия. На вооружении социального педагога находятся такие педагогические методы, как наблюдение, контактная беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка, обобщение опыта, педагогический консилиум, ситуации свободной деятельности, естественный и формирующий эксперимент. Он может также переносить методы медицинской диагностики на социально-педагогический материал: метод анамнеза, истории поведения, клинического интервью, семейной генограммы, скрининга, эпидемиологический метод. К собственным методам социальной педагогики можно отнести социально-педагогический паспорт микрорайона, социально-педагогический эксперимент, социально-педагогическое документирование и его анализ, социально-педагогическое обследование качества жизни, социально-педагогический мониторинг.
Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру:
Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка.
Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.
Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных.
Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.
Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных.
6. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры.
Выбор методов всегда соотносится с объяснительной концепцией и общеметодологическим подходом.
Литература:
Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005.
Никитина, Л.Е. Социальная педагогика [Текст] / Л.Е. Никитина. – М.: Академический проект, 2003.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
Социальная педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
- Педагогика
- Оглавление
- Пояснительная записка
- 1. Организационно-нормативная документация
- 1.1. Учебная программа
- 1.1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.1.2. Содержание дисциплины опд.Ф. 02 Педагогика дпп.Ф.18. «Социальная педагогика»
- Опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.1.4. Учебно-методическая карта дисциплины __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- По очной форме
- 1.1.5. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине __ф__│__р__│__в____Социальная педагогика 30 часов для студентов образовательной профессиональной программы
- 031000 «Педагогика и психология» (050706.65)
- 1.1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины цикла опд.Ф. 02 Педагогика «Социальная педагогика»
- 1.1.7. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология»
- 1.1.8. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины __ф__│__р__│__в____ Социальная педагогика 74 часа для студентов образовательной профессиональной программы
- 033200.00 «Педагогика и психология)»
- 2. Дидактические материалы (средства обучения)
- 2.1. Печатные дидактические материалы Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 3.2. Контрольно-измерительные материалы
- 3.2.1. Текущий контроль
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Установите соответствие между основанием классификации и видом социальной технологии:
- 3.2.2. Итоговый контроль
- 3.2.3. Вопросы к зачету (экзамену)
- 1. Теория социальной педагогики
- 1. Социально-правовая функция социальной педагогики означает:
- 2. Воспитательная функция социальной педагогики означает:
- 3. Социализация личности - это:
- 4. Система институтов социального воспитания не включает:
- 5. Гуманизм социального воспитания состоит в том, чтобы:
- 2. Человек в процессе социализации
- 18. Установите соответствие:
- 19. Установите соответствие:
- 3. Защита детства и социальная педагогика в истории России
- 4. Работа социального педагога в современных условиях
- 45. Защитно-охранная функция деятельности социального педагога не включает:
- 46. Дифференциация обучения – это:
- 51. Источники информации для установления социального диагноза*:
- 53. Социальный диагноз — это:
- 54. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности*:
- 55. Формы девиантного поведения*:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Методические рекомендации для студентов Тематика лекционных занятий (44 часа)
- Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях
- Раздел 1. Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
- Вопросы и задания
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- Вопросы и задания
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 4. Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- Вопросы и задания
- Тематика семинарских занятий (30 часов)
- Теоретические вопросы и практические задания к семинарам
- 1. Социальное воспитание в контексте социализации (2 часа)
- 2. Социальное воспитание в странах Европы и сша (2 часа)
- 3. Опыт социального воспитания личности в коллективе (2 часа)
- 4. Человек в процессе социализации.
- 5. Работа социального педагога с семьей (2 часа)
- 4.2. Словарь терминов
- 4.3. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.4. Тезисы лекций и материалы для самостоятельной подготовки
- Раздел 1.
- Тема 1. Социальная педагогика как предмет (2 часа)
- 1. Объект, предмет, задачи и функции социальной педагогики.
- 2. Термины социальной педагогики
- 3. Межпредметные связи
- 4. Социальная педагогика как часть социальной философии
- Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление (4 часа)
- 1. Сущность, компоненты, этапы социализации.
- 2. Факторы, агенты и средства социализации
- 3. Механизмы социализации
- Тема 3. Социальное воспитание: сущность, принципы, взаимодействие, институты социального воспитания (4 часа)
- 1. Сущность социального воспитания
- 2. Принципы социального воспитания
- 2. Принцип природосообразности.
- 4. Принцип вариативности социального воспитания (или социальной ответственности).
- 3. Взаимодействие в социальном воспитании
- 4. Институты социального воспитания
- Раздел 2.
- Тема 1. Человек в процессе социализации. Личность ребенка, его развитие, зависимость от среды (4 часа)
- 1. Человек как объект и субъект социализации
- 2. Человек как жертва процесса социализации
- 3. Понятие «личность»: характерные черты, развитие, формирование
- Тема 2. Современная семья: типы, этапы, функции (4 часа)
- 1. Семья как социальная ячейка общества
- 2. Типы семей
- Этапы, функции семьи
- Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
- 1. Семейное воспитание
- 2. Отношения в семье
- 3. Причины конфликтов в семье
- Раздел 3.
- Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России с древнейших времен до конца 18 века (2 часа)
- 1. Забота о детях-сиротах у славян
- 2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах
- 3. Государственная политика защиты детства в хviii веке
- Тема 2. Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
- 1. Ведомство учреждений императрицы Марии
- 2. Сиротские институты
- 3. Детские приюты
- 4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах
- 5. Благотворительные учреждения
- Тема 3. Практика социального воспитания в начале XX века. Педагогика среды с.Т. Шацкого (2 часа)
- 1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей
- 2. Детские объединения
- 4. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- Тема 4. Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
- 1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
- 2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство
- 3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны
- 4. Послевоенная социальная политика
- 5. Забота о детях-сиротах и организация детского досуга
- Тема 5. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
- Понятие сотрудничества в социальной педагогике м.П. Щетинина, т.И. Гончаровой, е.Н. Ильина, в.Ф. Шаталова, в.Н. Дубинина
- 2. Опыт и.П. Волкова «учить творчеству»
- Раздел 4.
- Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
- 1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
- 2. Основные положения Конвенции оон «о правах ребенка», Закона рф «Об основных гарантиях прав ребенка в рф»
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- 3. Опыт защиты детей
- Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
- 1. Понятие технологии. Педагогическая технология. Социальная технология
- 2. Классификация социальных технологий
- 3. Основные методы в работе социального педагога Методы социальной работы
- Психологические методы
- Педагогические методы
- Социально-педагогические методы
- Темы 3-4. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа) Самоменеджмент социального педагога (2 часа)
- 1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции
- 2. Функции в деятельности социального педагога
- 3. Должностные обязанности социального педагога
- 4. Самоменеджмент социального педагога
- 5. Содержание и алгоритм профессионального самовоспитания социального педагога
- Раздел 4.
- Тема 5. Сущность и особенности социально-педагогической диагностики (2 часа)
- 1. Медицинская диагностика
- 2. Психологическая диагностика
- 3. Социальная диагностика
- 4. Педагогическая и социально-педагогическая диагностика
- Тема 6. Исследование социальной ситуации развития детей и подростков (2 часа)
- 1. Социальная ситуация развития детей и подростков
- 2. Диагностика социально-педагогической запущенности детей
- 3. Комплексная психолого-педагогическая диагностика
- Педагогика
- Анна Юрьевна Арутюнян