logo search
Sotsialnaya_pedagogika

1. Социальная ситуация развития детей и подростков

Адекватное понимание социальной ситуации развития отдельного ребенка имеет огромную практическую ценность в психолого-педагогической работе. Социальный мир ребенка, а особенно подростка, юноши, выходит далеко за пределы семьи и школы, становится объектом их воображения, планирования и оценки. Вследствие этого социальная ситуация развития индивидуализируется, определяя дальнейшие пути развития детей. По мнению исследователей, на основе адекватной диагностики индивидуальной ситуации развития можно более эффективно решать проблему профилактики труднообучаемости, трудновослитуемости и раз­личных социальных девиаций индивидуализировать воспитание, контролировать процесс детского развития (Г.В. Бурменская, Л.Ф. Обухова, А.Н. Поддъяков, М.Ю. Кондратов).

Понятие социальной ситуации развития ввел Л.С. Выготский. Он полагал, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. С одной стороны, социальная ситуация развития целиком и полностью определяет те формы и тот, путь, следуя по которому ребенок приобретает все новые и новые свойства личности, С другой стороны, являясь активным участником социальной ситуации, ребенок выражает свое деятельностное отношение к среде и каким-то образом переживает это отношение. Следовательно, изменение среды от возраста к возрасту можно воспринимать и как изменение отношения ребенка к среде, перестройку его внутренней позиции — от осознания себя субъектом действия до формирования позиции взрослого человека (Л.И. Божович).

Рассматривая социальное пространство развития человека, социальный педагог должен осознавать, что личность ребенка формируется в системе живых разнородных связей с другими людьми. Он всегда существует и развивается в сообществе и через со-общество. Наличие и сам характер этих связей как раз и образуют предметную ситуацию развития (В.И. Слободчиков).

Чтобы реальная окружающая среда (объективная социальная ситуация) стала развивающей, она должна стать психической реальностью самого субъекта. Это означает, что объективно существующая ситуация развития должна стать субъективно переживаемой. Тогда речь идет об исследовании индивидуальной социальной ситуации развития ребенка.

Индивидуальная социальная ситуация развития есть отражение во внутреннем мире индивида социального мира в целом во взаимодействии всех его аспектов. Развивающие аспекты среды могут быть представлены в индивидуальном сознании субъекта в форме значимых персонажей. Значимыми являются все те участники социальной среды, которые вызывают активную работу сознания и переживания субъекта. Это не только референтные, авторитетные, эмоционально притягательные персонажи, но и их антиподы.

И.А. Николаева (1999) представляет индивидуальную со­циальную ситуацию развития (ИСР) в виде трех уровней.

1-й уровень. Персональный состав ИСР.

Кто персонально представляет социальную среду во внутреннем мире субъекта? Какие возрастные, половые, социальные, профессиональные и другие категории определяют ситуацию развития?

2-й уровень. Структура эмоционально-коммуникативных отношений субъекта в ИСР.

К каким качествам личности другого, к каким сторонам взаимоотношения с людьми ребенок наиболее чувствителен? Что вызывает его положительный эмоциональный отклик и что отталкивает? Какие аспекты отношений остаются без внимания?

Эта структура определяется двумя факторами.

а) социально-психологической компетентностью, т. е. способностью воспринимать, различать чувства и оттенки взаимоотношений между людьми, мотивы их поведения, свойства личности;

б) эмоциональной направленностью субъекта в социальной сфере, т. е. эмоциональной восприимчивостью к определенным аспектам свойств, чувств и отношений и невосприимчивости к другим.

3-й уровень. Структура смысложизненных отношений субъекта, интегрирующих ИСР в единое целое. К характеристикам этого уровня относятся:

а) самооценка;

б) жизненная позиция (позиция по отношению к участникам ИСР), которую можно представить в виде двух компонентов:

а) ценностный статус по отношению к другим (я могу ценить других выше себя и ниже себя);

б) смысложизненные роли (кем являются другие в моей жизни и какова моя роль по отношению к другим).

Для изучения социальной ситуации развития детей и подростков может быть использована: Методика «Индивидуальная социальная ситуация развития» И.А. Николаевой; методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.