3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
В труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901 гг.) Петр Францевич Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях.
В 1893 г. П.Ф. Лесгафтом создано «Санкт-Петербургское общество содействия физическому развитию», а в 1896 г. открыты высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, подготовившие из рядов народных учительниц много творчески работавших педагогов.
Деятельность П.Ф. Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских площадок, катков, летних и зимних колоний для детей дошкольного и школьного возраста, в создании спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Он преобразовал свои курсы в «независимый университет», или Высшую вольную школу, в которую принимались без каких бы то ни было различий все желающие получить высшее образование.
Большой интерес представляет теория физического воспитания П.Ф. Лесгафта. Он видел в физическом воспитании одно из важнейших средств всестороннего развития человека и считал, что физическое воспитание находится в теснейшей связи с умственным. Физические упражнения, по его мнению, должны быть последовательными, формирующими характер и развивающими умственные способности. Система физических движений должна быть естественной и охватить всю группу мышц. Показ физического упражнения находится в тесной связи с объяснением. Необходимо чередование умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми.
Воспитание, по мнению П.Ф. Лесгафта, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании детей. Он решительно отрицал наследственную обреченность развития человека, заявлял, что встречающаяся испорченность среди детей и подростков является результатом недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребенка.
П.Ф. Лесгафтом была написана большая работа «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1885-1890 гг.), в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания, губительно отзывающиеся на детях.
Выделял следующие школьные типы: лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый – мягкий, забитый – злостный, угнетенный. Кроме перечисленных типов, считал, что существует нормальный тип, представляемый в идеале.
Он указывал, что существуют нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают, пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, сильно играют на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным раздражителям. («Сначала, – говорит он, – конфетка, потом конфетка с ромом, потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром».)
П.Ф. Лесгафт считает, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей и воспитателей должны быть строго продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение, преодолевать трудности.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов