logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа

В первой педагогической работе «К школьному вопросу» (1893 г.) Пауль Наторп показал, что воспитание определяется всеобщим творческим по характеру познавательным отношением. Рассматривал воспитание как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом воздействие воспитателя должно иметь характер духовной помощи, но не авторитарного нажима.

В трудах «Всеобщая педагогика в тезисах…», «О философии как науке, фундаментальной для педагогики» обратился к проблеме научного статуса и содержания педагогики. Рассмотрение проблем формирования сознания привело Наторпа к выводу о том, что социальное воспитание наряду с хозяйственной и политической деятельностью является основной функцией, через которую человек осмысляет общественную действительность. Воспитание занимает приоритетное положение, поскольку истинная социальная потребность – это сам индивид, его «очеловеченность» и его «подлинная индивидность».

Наторп – крупнейший теоретик социальной педагогики; автор определения: «Социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа».

О социальной педагогике Наторп писал, что она «не какая-нибудь отделимая часть учения о воспитании, наряду с, например, индивидуальной педагогикой, а конкретная задача педагогики вообще и педагогики воли в частности».

Предмет социальной педагогики по П. Наторпу: «Социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни – вот … тема этой науки».