3. Концепция социального воспитания
Наторп создал концепцию социального воспитания. Социальное воспитание понимал в самом широком значении. Это не какое-то специальное направление педагогической науки, а наиболее полное выражение задач педагогики в целом. Считал, что в природе не существует «несоциального» воспитания, поскольку ребенок, да и взрослый человек может воспитываться только напрямую другими людьми через общение с ними. «Человек становится человеком только благодаря человеческой общности».
Рассматривая основные законы развития общества, указывал на три основных компонента социальной жизни:
– организация труда (т.е. уровень развития производительных сил);
– политико-правовая организация (основные социальные и юридические нормы, определяющие функционирование общества);
– организация образования (состояние).
Главный фактор прогресса – не улучшение средств производства, а «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом, следовательно, – развитие человеческой воли (которое обеспечивается правильным социальным воспитанием).
Наторп различал у человека три стадии развития воли: развитие влечения; развитие воли в узком, обычном значении этого термина; развитие разумной воли. Отсюда – три типа социального воспитания, соответственно стадиям: домашнее воспитание; социальное воспитание; свободное самовоспитание (которое также обусловлено тесным общением с другими членами «общества»).
Домашнее воспитание – первая ступень общественности.
Вторая ступень воспитания воли – школьное образование. Именно в школе существует направленная организация воспитания, которая полностью соответствует потребностям второго этапа воздействия на волю человека, осуществляя ее регулировку, сдерживание негативных волевых устремлений индивида и развитие позитивных. Школьные порядки сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым все обязаны подчиняться. В то же время школьное воспитание предназначено не только в чем-либо ограничивать волю детей. На этом этапе у них требуется пробудить способность к самостоятельной оценке своих желаний, к умению «выбирать лучшее». Поэтому все школьные правила и запреты должны быть разумно мотивированы.
Такая школа должна быть общенародной и доступной для всех учеников. Учатся в ней с 6 до 12 лет. Затем подростки могли переходить в другую школу, более высшую, где могли учиться еще 6 лет. Наиболее способные поступали в высшие учебные заведения.
Самовоспитание – помимо самостоятельной работы людей над повышением своего культурного уровня также создание разного рода общественных структур типа народных университетов.
В целом учение П. Наторпа базируется на понимании педагогики как социально-направленной и социально-обоснованной теории. Его определение социальной педагогики как «воспитания в обществе, через общество и для общества» остается актуальным и для современного развития этой науки.
Контрольные вопросы
1. Как П. Наторп определял сущность социальной педагогики?
2. Что является предметом социальной педагогики П. Наторпа?
3. В чем заключается философское понимание П. Наторпом общественной жизни?
4. Что представляла собой концепция социального воспитания П. Наторпа?
5. Какова, по мнению П. Наторпа, роль социальной педагогики в развитии общества?
Литература
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.102-105.
2. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.185-190.
3. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.300-312.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов