logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого

С деятельностью Станислава Теофиловича Шацкого связано создание:

1905 г. – первых в России клубов для детей и подростков, летней колонии;

1906 г. – общества «Сетлемент»;

1909 г. – общества «Детский труд и отдых»;

1911 г. – летней трудовой колонии «Бодрая жизнь»;

1919-32 гг. – Первой опытной станции по народному образованию НКП РСФСР.

Основное место в педагогическом творчестве С.Т. Шацкого в начале ХХ в. занимала культурно-просветительская работа с населением, прежде всего с детьми.

С.Т. Шацкий осуществил опыт постановки внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия. Приступил к изучению проблем детского коллектива.

После 1917 г. С.Т. Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа (на базе педагогического коллектива Первой опытной станции).

Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых. В основу концепции легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

Утверждая органическую связь современной школы с обществом и окружающей средой, С.Т. Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Он подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка.

С.Т. Шацкий считал, что:

– материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд,

– организует жизнь детей деловое самоуправление,

– эстетические чувства формируют искусство, а также игра,

– направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума.

Эксперименты С.Т. Шацкого позволили ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процесса школы в масштабах государства. Идея С.Т. Шацкого предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной жизни. Осуществить эту задачу возможно лишь на демократических принципах организации школы.

Организующим ядром школьной жизни С.Т. Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т.д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Он с новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства».

Под системой эстетического воспитания С.Т. Шацкий понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих потенций личности, коллектива, народных масс.

С.Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

На всех этапах деятельности С.Т. Шацкий занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой.