logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского

Ян Амос Коменский понимал задачи педагогики в целом и социального воспитания в частности двойственно, на что повлияли как его своеобразные религиозные представления, так и бурно меняющиеся условия политической и экономической жизни общества.

С одной стороны, главной целью воспитания Я.А. Коменский считал помощь человеку в спасении души, его подготовку к жизни будущей. С другой стороны, ему было свойственно увлечение «идеей всеобщего исправления дел человеческих» еще на земле. «Исправлять здесь будут все и каждый», – призывал Коменский. На практике подобное переустройство общества предполагалось осуществить, главным образом, за счет «панпедии» (лат. – «всевоспитание»). Ведущая роль в этом процессе отводилась именно социальному воспитанию, проводившемуся через систему общественных учебных заведений.

Воспитывать ребенка и юношу Коменский предполагал по четырем главным направлениям:

– внушить ему знания о жизни будущей и путях ее достижения;

– научить человека «мудро решать дела земной жизни», т.е. занимать достойное место в обществе благодаря своим знаниям и деятельности;

– обучить его жить в согласии с другими, избегать ненужных конфликтов как между отдельными людьми, так и внутри общества;

– приучить человека к нераздельности его слов и поступков, к цельности убеждений и поведения.

Воспитание человека, по его убеждению, следовало начинать с самого рождения, и первоначально оно должно было быть семейным. По мере взросления домашнее воспитание следовало совмещать со школьным, где собственно воспитание и обучение должны были находиться в тесной взаимосвязи. Выделял четыре типа школ: «Материнская школа», школа «родного языка», «Латинская школа», академии или университеты.

Школьное образование, включающее в себя социальное воспитание, по мнению Коменского, было необходимо ребенку по трем основным причинам:

– во 1-х, родители часто не обладали познаниями и нравственными качествами, необходимыми для полноценного обучения и воспитания;

– во 2-х, воспитание в среде сверстников должно было способствовать лучшему обучению, возбуждая в детях соревнование;

– в 3-х, в школе дети приучались к основам общественной жизни.

В XVII в. даже в самых развитых странах Европы подавляющее большинство детей в лучшем случае могли окончить лишь школу «родного языка». Поэтому Коменский предлагал сделать всеобщим и обязательным лишь начальное образование.

В 1644 г. он начал работу над трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который явился итогом его философско-педагогических и социальных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет ...» включает несколько частей.

«Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей.

«Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению.

«Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называемая также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» – собрание общих и конкретных сведений о мире в целом.

«Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые в свою очередь делит на этапы развития – «классы».

Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе – в «школе старости» – должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.

«Всеобщий язык» («Панглотия») – для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура.

«Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов.

«Всеобщее поощрение» («Паннутесия») – заключительная часть призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление.

По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Признавал три источника познания – чувства, разум и веру.

Таким образом, утописты считали проблему воспитания молодого поколения одной из главных социальных проблем, что нашло непосредственное отражение в их трудах.

Заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что он разработал целостную систему социального воспитания на основе взаимодействия семьи, школы и общества. Его педагогика несет в себе существенную составляющую, которая оказывает значительное влияние на развитие современной социальной педагогики.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте круг проблем, которые оказались в центре внимания гуманистов эпохи Возрождения.

2. Перечислите основные идеи, которые проповедовал в своих трудах Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, М. Монтень и др.

3. Кто такие социалисты-утописты, каковы их основные идеи о совершенствовании общественного устройства?

4. Назовите основополагающие социально-педагогические идеи Я.А. Коменского.

5. Охарактеризуйте развитие социально-педагогических функций школы в системе Я.А. Коменского.

6. Раскройте структуру и идею каждой части «Вселенского совета об исправлении дел человеческих».

7. Почему чешского педагога можно назвать создателем научно-методических основ социальной педагогики?

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.95-98, 144-146.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.121-145, 170-178.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.85-101.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.110-128, 181-194.

5. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.80-108, 110-118.

6. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.52-74.

7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982. – С.24-39.

8. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.22-35.

9. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М.: Просвещение, 1981. – С.56-76, 80-161.