2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
Ян Амос Коменский понимал задачи педагогики в целом и социального воспитания в частности двойственно, на что повлияли как его своеобразные религиозные представления, так и бурно меняющиеся условия политической и экономической жизни общества.
С одной стороны, главной целью воспитания Я.А. Коменский считал помощь человеку в спасении души, его подготовку к жизни будущей. С другой стороны, ему было свойственно увлечение «идеей всеобщего исправления дел человеческих» еще на земле. «Исправлять здесь будут все и каждый», – призывал Коменский. На практике подобное переустройство общества предполагалось осуществить, главным образом, за счет «панпедии» (лат. – «всевоспитание»). Ведущая роль в этом процессе отводилась именно социальному воспитанию, проводившемуся через систему общественных учебных заведений.
Воспитывать ребенка и юношу Коменский предполагал по четырем главным направлениям:
– внушить ему знания о жизни будущей и путях ее достижения;
– научить человека «мудро решать дела земной жизни», т.е. занимать достойное место в обществе благодаря своим знаниям и деятельности;
– обучить его жить в согласии с другими, избегать ненужных конфликтов как между отдельными людьми, так и внутри общества;
– приучить человека к нераздельности его слов и поступков, к цельности убеждений и поведения.
Воспитание человека, по его убеждению, следовало начинать с самого рождения, и первоначально оно должно было быть семейным. По мере взросления домашнее воспитание следовало совмещать со школьным, где собственно воспитание и обучение должны были находиться в тесной взаимосвязи. Выделял четыре типа школ: «Материнская школа», школа «родного языка», «Латинская школа», академии или университеты.
Школьное образование, включающее в себя социальное воспитание, по мнению Коменского, было необходимо ребенку по трем основным причинам:
– во 1-х, родители часто не обладали познаниями и нравственными качествами, необходимыми для полноценного обучения и воспитания;
– во 2-х, воспитание в среде сверстников должно было способствовать лучшему обучению, возбуждая в детях соревнование;
– в 3-х, в школе дети приучались к основам общественной жизни.
В XVII в. даже в самых развитых странах Европы подавляющее большинство детей в лучшем случае могли окончить лишь школу «родного языка». Поэтому Коменский предлагал сделать всеобщим и обязательным лишь начальное образование.
В 1644 г. он начал работу над трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который явился итогом его философско-педагогических и социальных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет ...» включает несколько частей.
«Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей.
«Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению.
«Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называемая также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» – собрание общих и конкретных сведений о мире в целом.
«Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые в свою очередь делит на этапы развития – «классы».
Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе – в «школе старости» – должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.
«Всеобщий язык» («Панглотия») – для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура.
«Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов.
«Всеобщее поощрение» («Паннутесия») – заключительная часть призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление.
По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Признавал три источника познания – чувства, разум и веру.
Таким образом, утописты считали проблему воспитания молодого поколения одной из главных социальных проблем, что нашло непосредственное отражение в их трудах.
Заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что он разработал целостную систему социального воспитания на основе взаимодействия семьи, школы и общества. Его педагогика несет в себе существенную составляющую, которая оказывает значительное влияние на развитие современной социальной педагогики.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте круг проблем, которые оказались в центре внимания гуманистов эпохи Возрождения.
2. Перечислите основные идеи, которые проповедовал в своих трудах Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, М. Монтень и др.
3. Кто такие социалисты-утописты, каковы их основные идеи о совершенствовании общественного устройства?
4. Назовите основополагающие социально-педагогические идеи Я.А. Коменского.
5. Охарактеризуйте развитие социально-педагогических функций школы в системе Я.А. Коменского.
6. Раскройте структуру и идею каждой части «Вселенского совета об исправлении дел человеческих».
7. Почему чешского педагога можно назвать создателем научно-методических основ социальной педагогики?
Литература
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.95-98, 144-146.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.121-145, 170-178.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.85-101.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.110-128, 181-194.
5. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.80-108, 110-118.
6. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.52-74.
7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982. – С.24-39.
8. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.22-35.
9. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М.: Просвещение, 1981. – С.56-76, 80-161.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов