6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
Павел Петрович Блонский создатель и руководитель Академии социального воспитания (с 1924 г. – АКБ). Работал совместно с Н.К. Крупской (по её инициативе П.П. Блонский введён в состав научно-педагогической секции ГУСа, членом которой был в 1922-32 гг.). С начала 30-х гг. он заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Государственном НИИ психологии (ныне Психологический институт РАО).
Дореволюционные работы П.П. Блонского имели главным образом историко-философский и историко-педагогический характер. В работе «Задачи и методы народной школы» (1916 г.) сформулированы педагогические идеи, которые автор развивал и в советское время: обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребёнка, уважение личности ребёнка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, трудовое обучение и политехническое образование.
В первые годы после Октябрьской революции главное в деятельности П.П. Блонского – обоснование принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработка основ трудовой политехнической школы. Попытка раскрыть общие понятия педагогики как науки была сделана в «Педагогике» (1922 г., 1924 г.) и «Основах педагогики» (1925 г., 1929 г.).
Исследования П.П. Блонского середины 20-х гг. основывались на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребёнка (необходимость изучать его психические и физические свойства в их взаимосвязи и взаимодействии). Исходя из этого, он попытался дать полную картину жизни ребёнка, показать его как «естественное целое». Работы тех лет проводились в русле педологии.
Книга «Трудовая школа» является первой капитальной работой, где автор подробно останавливается на организации социального воспитания в будущем социалистическом обществе. База для социального воспитания подростков – организация труда на производстве. Автор предлагал половину учебного времени отвести на стажировку на промышленных предприятиях. Воспитанники должны пройти весь цикл производства, принимать участие в административно-технической работе, далее пройти практику в высших административных органах.
Таким образом, могут одновременно решаться несколько основных задач образования и социального воспитания:
– подросток через работу в коллективе получает подготовку к социальной жизни в обществе;
– он знакомится как с производственным процессом, так и с научным объяснением смысла различных операций;
– практика работы в управленческих организациях дает ему знания и умения общения с людьми в различных иерархических структурах.
Кроме чисто «индустриального» социального воспитания подростку необходимо приобщение к культуре. Проблему П.П. Блонский пытался решить с помощью такого же метода активного участия в культурном строительстве.
Имеется в виду участие в разного рода театрализованных выступлениях перед публикой (т.е. нужно нести культуру в массы малообразованных рабочих и крестьян), участие в ликвидации неграмотности, работе в учреждениях социальной защиты, больницах и т.п. Также должны организовываться и всячески приветствоваться контакты подростков с зарубежными сверстниками в виде переписки, обмена туристическими поездками и т.п. Указывал на важность участия школьников в разного рода самодеятельных организациях: кружках, клубах и т.п. Эти структуры, по его мнению, должны иметь элементы самоуправления, что также способствует воспитанию у детей коллективистского начала.
Главное звено в предложенной им концепция социального воспитания, «индустриальное» социальное воспитание.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов