logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского

Павел Петрович Блонский создатель и руководитель Академии социального воспитания (с 1924 г. – АКБ). Работал совместно с Н.К. Крупской (по её инициативе П.П. Блонский введён в состав научно-педагогической секции ГУСа, членом которой был в 1922-32 гг.). С начала 30-х гг. он заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Государственном НИИ психологии (ныне Психологический институт РАО).

Дореволюционные работы П.П. Блонского имели главным образом историко-философский и историко-педагогический характер. В работе «Задачи и методы народной школы» (1916 г.) сформулированы педагогические идеи, которые автор развивал и в советское время: обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребёнка, уважение личности ребёнка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, трудовое обучение и политехническое образование.

В первые годы после Октябрьской революции главное в деятельности П.П. Блонского – обоснование принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработка основ трудовой политехнической школы. Попытка раскрыть общие понятия педагогики как науки была сделана в «Педагогике» (1922 г., 1924 г.) и «Основах педагогики» (1925 г., 1929 г.).

Исследования П.П. Блонского середины 20-х гг. основывались на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребёнка (необходимость изучать его психические и физические свойства в их взаимосвязи и взаимодействии). Исходя из этого, он попытался дать полную картину жизни ребёнка, показать его как «естественное целое». Работы тех лет проводились в русле педологии.

Книга «Трудовая школа» является первой капитальной работой, где автор подробно останавливается на организации социального воспитания в будущем социалистическом обществе. База для социального воспитания подростков – организация труда на производстве. Автор предлагал половину учебного времени отвести на стажировку на промышленных предприятиях. Воспитанники должны пройти весь цикл производства, принимать участие в административно-технической работе, далее пройти практику в высших административных органах.

Таким образом, могут одновременно решаться несколько основных задач образования и социального воспитания:

– подросток через работу в коллективе получает подготовку к социальной жизни в обществе;

– он знакомится как с производственным процессом, так и с научным объяснением смысла различных операций;

– практика работы в управленческих организациях дает ему знания и умения общения с людьми в различных иерархических структурах.

Кроме чисто «индустриального» социального воспитания подростку необходимо приобщение к культуре. Проблему П.П. Блонский пытался решить с помощью такого же метода активного участия в культурном строительстве.

Имеется в виду участие в разного рода театрализованных выступлениях перед публикой (т.е. нужно нести культуру в массы малообразованных рабочих и крестьян), участие в ликвидации неграмотности, работе в учреждениях социальной защиты, больницах и т.п. Также должны организовываться и всячески приветствоваться контакты подростков с зарубежными сверстниками в виде переписки, обмена туристическими поездками и т.п. Указывал на важность участия школьников в разного рода самодеятельных организациях: кружках, клубах и т.п. Эти структуры, по его мнению, должны иметь элементы самоуправления, что также способствует воспитанию у детей коллективистского начала.

Главное звено в предложенной им концепция социального воспитания, «индустриальное» социальное воспитание.