2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
Существует мнение, что исчезновение посвящения является одной из характерных черт современного мира. Будучи важной особенностью традиционных обществ, в современном обществе посвящение практически отсутствует. Конечно, следы таинств посвящения в той или иной мере присутствуют и в настоящее время. Например, в христианстве крещение в основе своей – один из обрядов посвящения.
Очевидно, существует множество типов и вариантов посвящения, соответствующих различным социальным структурам и уровням культуры. Обычно под инициацией понимают совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых – радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого. К концу испытания неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим. Из различных категорий посвящения, посвящение, связанное с достижением половой зрелости, с взрослением, особенно важно для понимания человека. Там, где они существовали, обряды возрастного перехода были обязательными для всей молодежи племени. Чтобы получить право быть допущенным в сообщество взрослых, подросток должен был пройти через ряд обрядовых испытаний и получить знания, заключенные в них. Только после этого он признавался ответственным членом общества. Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между племенем и Сверхъестественными Существами, в том виде, в каком они установились с начала мира. Каждая первобытная община обладала собранием мистических традиций, своей «концепцией мира», которая постепенно открывалась новичку в процессе посвящения.
В настоящее время принято различать три большие категории – или типа посвящения:
– первый включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту и обязательные для всех членов общества. В этнологической литературе эти образы рассматриваются в терминах: «обряды, связанные с возрастом половой зрелости», «племенные посвящения» или «возрастные посвящения». Другие посвящения отличаются от названных тем, что они не обязательны для всех членов общины и по большей части производятся индивидуально или в узких группах;
– вторая категория посвящений включает все виды обрядов вступления в тайное общество, в союз или братство. Эти тайные общества предназначены для людей одного пола и очень ревниво охраняют свои секреты. На уровне первобытных культур общества, приемлемые для обоих полов крайне редки;
– третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет собой призвание колдуна – знахаря или шамана. Одна из специфических особенностей этой третьей категории состоит в той значимости, которую придает человеку индивидуальный опыт. В общем можно сказать, что те, кто проходят через испытания этой третьей категории посвящения, предназначены, хотят они того или нет, для участия в религиозном переживании более сильном, чем то, которое выпадает на долю остальным членам общины.
Между всеми категориями посвящения существует структурное единство. Посвящение составляет решающий опыт в жизни каждого индивидуума.
Инициации рассматриваются специалистами как предшественники институализированных форм воспитания и обучения. Однако они являют собой первую форму социального образования, выполняя не столько педагогическую, сколько социально-педагогическую функцию.
Общая модель воспитания в первобытной общине выглядела следующим образом: первые 3-4 года ребенка воспитывает мать; с 3-4 лет дети начинают помогать по хозяйству; в 6-8 лет происходит разделение воспитания по полу; с 9-11 лет начинается подготовка к инициации; в 13-15 лет прохождение через инициацию. Сам обряд в сущности определялся как смерть детства и рождении взрослости.
Посвящение, связанное с достижением половой зрелости, начиналось с разрыва: ребенок или подросток отделялся от матери, причем это иногда происходило довольно грубо. Но посвящение имело значение не только для неискушенной молодежи. Обряд охватывал все племя. Новое поколение обучали, делали его достойным интегрироваться в общество взрослых. При этом воспроизводились традиционные обряды, благодаря чему перерождалась вся община. В первобытных обществах обряды посвящения относились к разряду самых значительных религиозных празднеств. Празднества начинались с ритуальных действий (костер, танцы, принесение жертвы и т.д.). Затем проводился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был выполнить задание и продемонстрировать терпение, ловкость, выносливость. Выдержавшие испытание становились полноправными членами общины. Система подготовки молодых поколений как бы естественно замыкалась: община начинала эту подготовку, она же и заканчивала ее, принимая экзамен на социальную зрелость. Инициации завершали подготовку молодых поколений: этой акцией проверялись и закреплялись в них необходимые ценностные основания и ориентиры, отвечающие интересам всего общества.
Таким образом, с изменением объема и качества социально-культурного опыта, передаваемого молодежи старшими поколениями, с осмыслением значения этого факта для общества и его членов возникает воспитание как целенаправленное взаимодействие детей и взрослых. Большое значение в процессе воспитания имела инициация.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте главные особенности социального воспитания в первобытном обществе.
2. В чем принципиальные отличия передачи опыта у человека и животных?
3. Раскройте основные типы посвящения.
4. В чем состоит социально-педагогический смысл инициации?
Литература
1. Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984. – С.456-458.
2. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики) / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.24-39.
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Академия, 2002. – С.3-5.
4. Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. – К.; М.: София; Гелиос, 2002. – С.25-26, 29-111, 112-153.
Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНОСТИ
1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке.
2. Идея и практика социального воспитания в античном мире.
3. Первая педагогическая работа – «О воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов