logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2. Методологические подходы при изучении курса

При изучении курса «История социальной педагогики» необходимо выделить основные методологические подходы, среди которых следует отметить:

1. Культурологический подход.

2. Аксиологический подход.

3. Системный подход.

Методология культурологического подхода позволяет рассматривать главную проблему социальной педагогики в общекультурном и социальном контексте: интеграция личности с национальной и общечеловеческой культурой в конкретно-историческом сообществе в систему социально-ценностных (общественных) отношений, принятых в нем. Логика культурологического подхода основывается на признании интеграции и единства национальной и общечеловеческой культуры основополагающим фактором становления и развития личности как социальной единицы общества. Следуя этой логике, можно утверждать, что воплощение достижений мировой культуры, как единства и гармонии национальной и общечеловеческой, составляет главную задачу, фундамент и содержание процесса социализации и потому должно осуществляться во всех педагогических и социально-педагогических системах и составлять один из ведущих критериев их деятельности.

Аксиологический подход органически присущ гуманистически ориентированным педагогическим системам, так как человек рассматривается в них как высшая ценность и самоцель социального развития. Ценностный подход позволяет рассматривать социально-педагогические проблемы в свете основных задач гуманизации, что и создает условия для объективного разрешения проблемы социализации личности в целом, гармонизации ее взаимодействия с обществом в частности. В основе ценностного подхода лежит понимание и утверждение непреходящей ценности человеческой жизни, признания высокой значимости индивидуального личностного начала в человеке, образования и социализации как важнейших средств его развития.

Системный подход является обязательным условием для достижения объективности историко-педагогического знания. Система обладает более высокими возможностями, чем отдельно взятый элемент, что объясняет приоритетность его применения в науке и практике. Сущностью и ядром системного подхода стало интегральное и многомерное измерение явлений во времени и пространстве, во взаимодействии его внутренних и внешних связей. Не менее важный аспект системного подхода состоит в исследовании генезиса социально-педагогической практики в контексте соответствующего общества.