logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики

Огромную роль в воспитании подрастающего поколения на Средневековом Востоке играли религии: ислам, буддизм, индуизм.

Важнейшим социальным институтом воспитания в мусульманском мире признавалась семья. Ответственность за воспитание детей как перед Аллахом, так и перед общиной нес отец семейства. Именно в семье начиналось воспитание покорности, скромности и веры. Особенностью исламского воспитания является раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье. В VIII-IX вв. в исламских странах Ближнего Востока школы существовали не только в городах, но и в крупных селениях. Начальная школа была частной. Феодальная аристократия нанимала домашних учителей.

Мыслители средневекового арабского Востока оставили немало ценных педагогически идей. Так, арабский писатель IX в. Мухаммед Ибн Сухнун писал о необходимости учитывать индивидуальные особенности детей, довольно осторожно высказывался о физических наказаниях, которые следовало применять лишь как крайнюю меру для детей старше 10 лет. Великий ученый и врач Абу Али Ибн Сина советовал воспитывать ребенка вместе с другими детьми.

Важное место в мусульманском мире отводилось воспитанию нравственности. Видный мыслитель XI в. Абу Хамид аль-Газали настаивал на необходимости уже с ранних лет приучать детей к скромности, умеренности и справедливости, развивать в них способность сдерживать свои желания, закалять физическими упражнениями. Особое внимание он уделял необходимости воспитания у детей нравственных качеств путем подражания идеалу и самовоспитания.

Арабский мыслитель XIV в. Абдаррахман Ибн Хапун необходимость обучения видел в социальной природе человека, который может реализовывать себя только в отношениях с другими людьми в рамках общества. Причем эти отношения должны служить интересам личности и общества.

В середине X в. стали возникать высшие учебные заведения – медресе, которые в XI-XII вв. получили распространение по всему Ближнему Востоку. В них преподавались традиционные науки и мусульманское право.

Известный ученый и философ Абу Наср аль-Фараби главную цель воспитания видел в том, чтобы подвести человека к счастью через овладение добродетелью, стремление совершать добрые дела.

Главную цель воспитания сформулировал другой выдающийся мыслитель арабско-мусульманского мира Абу Рейхан Мухаммед аль-Бируни. Он считал, что важнейшей задачей воспитания является очищение души и тела от дурных наклонностей, бесчеловечных обычаев, фанатизма, жажды власти.

Ученые Востока оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли. Их идеи о роли семьи, нравственности в воспитании ребенка, о соотношении видов воспитания и многие другие впоследствии были восприняты в Западной Европе.

В начале XVI в. Ближний Восток был завоеван турками и вошел в состав Османской империи. Однако структура и содержание обучения и воспитания мало изменились.

Важно учесть, что исламское воспитание в эпоху Средневековья осуществлялось на базе своеобразного сплава шариата, лежавшего в основе этических норм поведения, и адата, позволявшего использовать народные исторические традиции и обычаи.

Определенные изменения претерпели индуистская и буддийская педагогические традиции в Индии.

При сохранении кастовой системы построения общества индуистское обучение и воспитание во многом определялось принадлежностью к определенной касте. Более доступной была система буддийского образования. Дети с 5-8 лет и до 15-28 лет обучались в буддийских монастырях, в которых большое внимание уделялось воспитанию послушания. Обучение имело ярко выраженную религиозно-философскую основу. Буддийские монахи выработали последовательную систему обучения и воспитания, которая неплохо учитывала возрастные особенности детей. В этой системе можно выделить несколько принципов: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры и т.д.

Брахманские и буддийские педагогические традиции пришли в упадок в XI-XII вв. в связи с тем, что значительная часть Индии была завоевана мусульманами. Поэтому исламизм оставил заметный отпечаток на теории и практике воспитания в Индии. В средневековой Индии постепенно сложилась система образования, которая существовала уже в исламском мире, хотя она имела и свои особенности. Учились как дома, так и в школах, которые существовали при мечетях и монастырях.

Высшее образование мусульмане получали в медресе и даргабах (монастырские учебные заведения). В обязательном порядке изучался арабский язык.

В XVI в. в Индии были предприняты меры по обновлению системы мусульманского образования. Попытки реформирования образования объяснялись стремлением правителей того времени приблизить школу к практическим потребностям.

Заметные изменения в системе воспитания и обучения в Средневековую эпоху произошли в Китае. В период со II в. до н.э. по II в. н. э. появилась бумага для письма, что сильно изменило средства обучения, повысив его эффективность. Официальной идеологией воспитания и обучения становится конфуцианство, которое в XII в. было подвергнуто ревизии. В результате получает распространение неоконфуцианство – идейная основа теории и практики воспитания в Китае. Особую роль в этом сыграла деятельность философа и педагога Чжу Си (1130-1200). Целью воспитания являлось безусловное подчинение младших старшим, детей – родителям, подчиненных – своим руководителям. На последнем этапе средневековой истории на основе идей неоконфуцианства были определены правила поведения.