logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро

Свои взгляды философа материалиста Клод Адриан Гельвеций изложил в книгах «Об уме», «О человеке».

Во взглядах К.А. Гельвеция можно выделить четыре основных идеи: врожденное равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; политическая система как определяющее начало воспитания

Он обратился к новому философскому и социально-педагогическому вопросу – о факторах формирования человека. Как и Дж. Локк, он отрицал врожденность идей. Нет врожденных идей и страстей, говорил он, врожденной является лишь простейшая физическая чувствительность; человек от рождения ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр, он только невежественен и невоспитан. Следовательно, утверждал К.А. Гельвеций, человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания и по своей сути является продуктом всех общественных условий. Среди последних важное место занимает форма правления, определяющая «характер и дух народа» и воспитание, которое «может все».

Существующее воспитание никуда не годно, утверждал К.А. Гельвеций, оно не имеет ясной цели, твердых основ и исходит только из моды. Истинной целью воспитания он считал формирование у человека глубокого понимания единства личного и общественного блага. Тогда сердца граждан раскроются для гуманности, а ум для знаний и появится поколение истинно новых людей-патриотов. Семейному воспитанию К.А. Гельвеций предпочитал общественное, имея в виду школу-интернат. Однако и к общественному воспитанию предъявлял ряд требований. Школу и образование нужно вырвать из рук церкви и передать в ведение государства.

Первые философские сочинения Дени Дидро, в т.ч. и «Философские мысли», содержали критику христианской религии и церкви в духе деизма. Сочинения после 1749 г. написаны Дидро с позиций материализма и атеизма. Был одним из организаторов и редакторов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». В 1773-74 гг. посетил Россию, где пытался уговорить Екатерину II провести прогрессивные реформы. Почетный член Петербургских Академии наук и Академии художеств.

Дидро участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования. Его «Энциклопедия» стала одновременно сводом теоретических и практических знаний, сыгравшим большую роль в воспитании многих поколений. Дидро верил в природные силы человека, предлагал формировать личность в полезном для общества направлении, в частности трудовым обучением. Считал необходимым покончить с отрывом школьного образования от жизни, настаивал на равном воспитании выходцев из всех сословий, отделении школы от церкви. В произведении «Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке» (1773-74 гг.) воспитание детей рассматривал в тесной связи с их анатомо-физиологическими особенностями. Задача просвещения состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им полное развитие. Обратил внимание на то, что несправедливое обществ, устройство заглушает самые прекрасные задатки. В «Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 г. по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге («О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и др.), а также в своих философских и литературных произведениях Дидро рассматривал широкий круг педагогических проблем (система образования, методы обучения и др.).

Анализируя исторический опыт и состояние европейской школы, Д. Дидро намечал новые принципы организации просвещения. В первую очередь он отстаивал принцип всеобщего обязательного бесплатного начального образования. В эпоху, когда во Франции и в большинстве других государств школа считалась делом церкви, Д. Дидро проектировал государственную систему народного образования, построенную на основе бессословности, подчёркивая, что низшие слои были и будут рассадником добрых нравов и знаний. Он отмечал, что дети бедняков, привыкшие с ранних лет к труду, учатся более серьёзно и прилежно, чем дети богатых. Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Дидро считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе). Его аргументация в пользу реального образования по своей разносторонности и убедительности превосходила всё написанное ранее по этому вопросу. Д. Дидро хотел, чтобы вся система образования давала широкие, разносторонние теоретические знания. Он предложил 3 типа учебных заведений: начальной школы, где обучали бы счёту, письму и чтению; 6-8-летние средние школы; университеты. Наибольшее внимание уделял средней школе, предлагая строить учебный план с учетом взаимозависимости наук, выделять в каждом году обучения главные предметы одного цикла (например, 1-й кл. – математика, 2-й – механика, 3-й – астрономия, 4-й – естествознание, экспериментальная физика, 5-й – химия, анатомия, 6-й – логика и критика, общая теория грамматики; 7-й – родной язык, 8-й – древние языки: греческий и латинский, изучение античной литературы). Параллельно должны идти занятия по трём другим циклам (в послеобеденное время); 2-й цикл – философия, мораль, религия, история и хронология, география, начала экономической науки; 3-й цикл – рисование, элементы архитектуры; 4-й цикл – музыка, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Включая в учебный план религию, Дидро отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II.

Ценя основательность знаний, Дидро утверждал: «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Придавал важное значение хорошим учебникам, к составлению которых предлагал привлечь крупных учёных. Для более тщательного подбора учителей Дидро советовал объявлять конкурсы. Требовал хорошего материального обеспечения учительства. Необходимые качества учителя – глубокое знание предмета, «честная и чувствительная душа». Задача учителя – сделать из каждого своего воспитанника честного человека, внушить ему такие качества души, как твёрдость и справедливость, развивать в нём ум «здравый, просвещённый и обширный», широту кругозора, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», заботиться об укреплении здоровья воспитанников.

«План» Дидро не был осуществлен, но вошел в историю педагогики как выражение новаторских замыслов просветителя. Был полностью опубликован только в XIX веке. Многие мысли Дидро о народном образовании получили распространение (через «Энциклопедию», философские произведения и т.п.), оказали влияние на развитие педагогической теории.