logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо

Философские и социально-политические взгляды определили педагогические воззрения Жан-Жака Руссо, в основе которых лежит идея естественного права человека на свободу, равенство и любовь. Системно педагогические идеи изложены им в романе «Эмиль, или О воспитании».

Основными принципами педагогической концепции Руссо являются: гуманизм, естественность, последовательность, полезность и доступность.

Герой романа помещен в естественные природные условия вместе со своим наставником-воспитателем, они изолированы (свободны) от общества, что ликвидирует зависимость от него и потому обеспечивает «свободное воспитание» ребенка. Воспитание должно быть естественным, т.е. природосообразным, и происходить в изоляции от испорченного и развращенного общества, наедине с природой и наставником. Главное искусство наставника – ничего не навязывать ребенку, не заставлять, а тем более принуждать его что-то делать против желания и воли. Основное условие правильного развития ребенка – самостоятельное накопление личного опыта через наблюдение и деятельность, анализ и синтез, упражнения.

Руссо создает оригинальную периодизацию: от рождения до 2 лет; от 2 до 12; от 12 до 15 и от 15 до совершеннолетия. Естественным проблемам развития каждого периода посвящена отдельная книга романа (физическому, развитию органов чувств, умственному и трудовому, нравственному), а пятая – воспитанию женщины.

Цель воспитания – свободный человек, а главная задача – научить «жить – вот ремесло», к которому следует готовить ребенка.

Ж.-Ж. Руссо противопоставлял «общественное» (социальное) воспитанию естественному (человеческому). Гражданское общество виделось ему обществом несправедливым, уродующим «естественного» человека и вносящим несправедливость в отношения между людьми. Общественное воспитание, по его мнению, направлено на упрочение этой несправедливости, так как должно «изменить природу человека, отнять у него абсолютное существование, чтобы дать ему относительное». Философ противопоставлял понятия «человек» и «гражданин»: можно быть или человеком – результат естественного (природосообразного) воспитания, или гражданином – результат общественного воспитания. Идеальным для мыслителя был не «общественный», а «естественный» строй, где «все люди равны» и «общее звание их – быть человеком». Задачей образования становится не подготовка ребенка к выполнению определенных социальных ролей, а прежде всего помощь ему в становлении как личности. Если это условие будет достигнуто, то человек может выбрать себе любую профессию или занимать любую должность.

Основное условие успеха воспитания – наставник: «...прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми». Воспитатель должен быть образцом, которому ребенок будет следовать. Его авторитет «никогда не будет достаточным, если он не основан на уважении к добродетели».