logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу

Понятие «Воля» П. Наторпом трактовалось по И. Канту. Считал, что человеческая воля сознает свою цель, в том числе и высшую, конечную цель – осуществление некоего высшего идеала, или Идеи. Поскольку эта цель наиважнейшая во всем человеческом существовании, то и воспитывать требуется в первую очередь волю.

Понятие «Идея» взято из Платона. По мнению Наторпа, центральную Идею нельзя познать путем внешнего опыта, поскольку она не существует в реальном мире, а показывает, каким он должен быть в идеале. Равно, эта идея – не есть понятие психологическое, и ее нельзя постичь внутренним опытом. Идея – некий абсолютно высший принцип, объединяющий в себе все начала.

Вывод – человеческое сознание, несущее в себе стремление к идее, тем самым стремится к всеобщему единству, гармонии и совершенству. Впрочем, это попытка лишь максимально приблизиться к бесконечно удаленной цели, полностью ее достичь никогда не удастся. Именно человеческая воля выражает такое стремление, она-то и должна стать главным объектом воспитания.

Наторп полагал, что поскольку Идея – это мировое единство стремлений всего человечества, то и максимально приблизиться к ней возможно, лишь соединив индивидуальные воли каждой личности в нечто общее, при активном взаимодействии («соборности») сознаний большого числа людей.

В его «Социальной педагогике» термин «общность» – не только социум, но и объединение личностей, стремление которых (пусть и неосознанно) направлено к единой высшей цели. Отсюда следует необходимость и неизбежность воспитания отдельных детских сознаний в тесном взаимодействии с общим, коллективным сознанием, которое проявляется в общественной жизни.