logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

3. Источники социальной педагогики

Одним из первых источников социальной педагогики является историко-педагогическая практика народа по подготовке молодых поколений к самостоятельной жизнедеятельности, а первой формой социально-педагогического знания народная педагогика.

Известно также, что первые научные педагогические знания зарождаются в недрах философских учений и концепций: философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и познания (мышления) не может пройти мимо вопросов подготовки молодых поколений к самостоятельной деятельности. Поэтому философское знание составляет важный источник формирования и развития социально-педагогических теорий, систем и концепций: оно определяет их методологический фундамент, а в целом философские учения и школы выполняют общеметодологическую функцию в теории и практике социальной педагогики.

Еще одним важнейшим источником развития социальной педагогики является теория педагогики в целом и социальной в частности. Выдающихся педагогов прошлого можно уверенно назвать провозвестниками социальной педагогики.

В 1920-1930-е гг. в СССР интенсивно развивалась отрасль педагогики, которая именовалась педологией наука о комплексном изучении ребенка. Педология возникла в русле фундаментальной идеи: чтобы успешно осуществлять социальное воспитание ребенка, требуется получить синтезированное (интегративное и целостное) знание о нем, с учетом всех внутренних и внешних факторов. Отдельные науки медицина, психология, физиология, педиатрия, социология, этнография и др. подходили к ребенку со своих позиций, исследовали его в своем специфическом аспекте. Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в июле 1936 г. педология в СССР была ликвидирована.

Следующим источником социальной педагогики является «документальная основа» социально-педагогической сферы деятельности. Так, например, в первых основополагающих документах новой школы («Положение о единой трудовой общеобразовательной школе» и «Принципы единой общеобразовательной школы», 1918 г.) провозглашалось превращение школы в подлинно народную, что уже предполагает развитие социально-педагогического аспекта в образовании; повышение социального статуса учащихся и преподавателей; создание морально-психологического климата в школе, пронизанного гуманизмом, и т.д.

Следующим источником социальной педагогики является научное знание, педагогическая теория и практика, условно выделенные в относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и государства, а также деятельность государственно-общественных организаций по решению проблем организационного и содержательного обеспечения процесса социализации своих граждан собственно педагогическими средствами.

Таким образом, знание теоретических основ курса «История социальной педагогики» помогает выявить основные тенденции и закономерности развития социального воспитания и образования в различные исторические эпохи, вырабатывает умение переосмысливать историко-педагогическое прошлое и настоящее в современных условиях.

Контрольные вопросы

1. Назовите объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики».

2. Перечислите основные методологические подходы при изучении курса.

3. Каковы источники социальной педагогики?

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.8-10.

2. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики) / Под ред. В.И. Беляева. М.: Гардарики, 2003. С.5-31.

3. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.3-9.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – С.96-99.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000. – С.4-6.