logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.

К XVIII в. Россия сложилась в мощное, огромное по территории государство. Вместе с тем она еще значительно отставала от Европы в силу уклада общественной жизни. Важным элементом политики Петра I было образование. Просвещение, начатое Петром, продолженное Елизаветой, а затем Екатериной II, явилось реализацией на русской почве и в русской форме магистральных идей европейского Просвещения. Вместе с тем на русской почве оно приобретало весьма характерные особенности: образование стало рассматриваться как необходимое звено в карьере. В целом российское Просвещение, хотя и принимая идеи свободного развития личности, делало упор не на «естественное», а на общественное воспитание. Идеология российского Просвещения была прежде всего связана с идеей великой России, чему и предназначалось Просвещение. Оно призвано было не служить человеку, а как раз воспитывать слуг государства. Наиболее видные представители российского Просвещения – М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.В. Радищев, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович.

Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. В 1742 г. назначен адъюнктом Академии наук; в 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика). С 1758 г. возглавлял университет и гимназии при Академии наук. В составленном им «Регламенте академической гимназии» отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. Явился создателем русской классической философии, основоположник философского материализма, научного естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка. По его инициативе открыт Московский университет (1755 г.)

Иван Иванович Бецкой. Государственный и общественный деятель. В 1763 г. представил Екатерине II план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утвержден в 1764 г.). Надеялся посредством воспитания создать «новую породу» людей. Условием формирования первого поколения считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества. В 1760-х – начале 1770-х гг. создал систему учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 18-20 лет:

1. Воспитательные дома в Москве (1764 г.) и Петербурге (1770 г.).

2. Училище для мальчиков при Академии художеств (1764 г.).

3. Училище для мальчиков при Академии наук (1765 г.).

4. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (Смольный институт благородных девиц, 1764 г., и Мещанское отделение при нем, 1765 г.).

5. Преобразован Сухопутный шляхетский корпус (1766 г.).

6. Коммерческое училище (1772 г.).

Федор Иванович Янкович де Мириево. Педагог, член Российской академии. Участвовал в разработке Устава (1786 г.). Член Екатерининской комиссии по учреждению народных училищ (малых и главных). Из них были устранены представители церкви. Утверждалась классно-урочная система. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага.

Николай Иванович Новиков. Просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. Вопреки официальной политике государственного воспитания считал воспитание делом общества. Для достижения главной цели воспитания – «образовывать счастливых людей и хороших граждан» – программа Новикова предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Большую роль сыграл в деятельности Типографского общества при Московском университете. Основной труд – «О воспитании и наставлении детей».

Александр Николаевич Радищев. Педагогическая концепция, изложенная в «Путешествии из Петербурга в Москву», ориентирована на подготовку полезных членов общества, обладающих нравственными и гражданскими добродетелями. Считал, что «русский народ рожден к величию и славе». Требовал покончить с сословностью в образовании, настаивал на гражданском воспитании в формировании «сынов Отечества».