1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
К XVIII в. Россия сложилась в мощное, огромное по территории государство. Вместе с тем она еще значительно отставала от Европы в силу уклада общественной жизни. Важным элементом политики Петра I было образование. Просвещение, начатое Петром, продолженное Елизаветой, а затем Екатериной II, явилось реализацией на русской почве и в русской форме магистральных идей европейского Просвещения. Вместе с тем на русской почве оно приобретало весьма характерные особенности: образование стало рассматриваться как необходимое звено в карьере. В целом российское Просвещение, хотя и принимая идеи свободного развития личности, делало упор не на «естественное», а на общественное воспитание. Идеология российского Просвещения была прежде всего связана с идеей великой России, чему и предназначалось Просвещение. Оно призвано было не служить человеку, а как раз воспитывать слуг государства. Наиболее видные представители российского Просвещения – М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.В. Радищев, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович.
Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. В 1742 г. назначен адъюнктом Академии наук; в 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика). С 1758 г. возглавлял университет и гимназии при Академии наук. В составленном им «Регламенте академической гимназии» отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. Явился создателем русской классической философии, основоположник философского материализма, научного естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка. По его инициативе открыт Московский университет (1755 г.)
Иван Иванович Бецкой. Государственный и общественный деятель. В 1763 г. представил Екатерине II план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утвержден в 1764 г.). Надеялся посредством воспитания создать «новую породу» людей. Условием формирования первого поколения считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества. В 1760-х – начале 1770-х гг. создал систему учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 18-20 лет:
1. Воспитательные дома в Москве (1764 г.) и Петербурге (1770 г.).
2. Училище для мальчиков при Академии художеств (1764 г.).
3. Училище для мальчиков при Академии наук (1765 г.).
4. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (Смольный институт благородных девиц, 1764 г., и Мещанское отделение при нем, 1765 г.).
5. Преобразован Сухопутный шляхетский корпус (1766 г.).
6. Коммерческое училище (1772 г.).
Федор Иванович Янкович де Мириево. Педагог, член Российской академии. Участвовал в разработке Устава (1786 г.). Член Екатерининской комиссии по учреждению народных училищ (малых и главных). Из них были устранены представители церкви. Утверждалась классно-урочная система. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага.
Николай Иванович Новиков. Просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. Вопреки официальной политике государственного воспитания считал воспитание делом общества. Для достижения главной цели воспитания – «образовывать счастливых людей и хороших граждан» – программа Новикова предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Большую роль сыграл в деятельности Типографского общества при Московском университете. Основной труд – «О воспитании и наставлении детей».
Александр Николаевич Радищев. Педагогическая концепция, изложенная в «Путешествии из Петербурга в Москву», ориентирована на подготовку полезных членов общества, обладающих нравственными и гражданскими добродетелями. Считал, что «русский народ рожден к величию и славе». Требовал покончить с сословностью в образовании, настаивал на гражданском воспитании в формировании «сынов Отечества».
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов