logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)

В России начало XX в. характеризовалось бурным ростом буржуазных отношений. Развитие образования шло ускоренными темпами. В 1911 г. был принят законопроект «О введении всеобщего обучения». Как и на западе, пропагандировалась «школа учебы», однако все сильнее начинают ощущаться тенденции к обоснованию учебно-воспитательного процесса, построенного на уважении к личности ребенка, стремлении приблизить образование к жизни. В первое десятилетие XX в. главную роль играла деятельность педагогов, сформировавшихся в 80-90-е гг. предыдущего столетия: П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова и др.

Василий Порфирьевич Вахтеров – автор теории «эволюционной педагогики». Участвовал в деятельности Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и внешкольных учреждений. После доклада «О всеобщем обучении» (1894 г.), содержавшего резкую критику школьной политики самодержавия, в 1896 г. был вынужден подать в отставку. Вахтеров дал аргументированное обоснование финансовой возможности введения всеобщего начального обучения в России, определив его обязательный возраст 8-11 годами вместо традиционно принятых 7-14 лет.

В 1905-07 гг. принимал участие в учреждении Всероссийского учительского союза. Был одним из организаторов и участником Всероссийского съезда по вопросам народного образования (1913-14 гг.), 1-го Всероссийского съезда преподавателей русского языка (1916 г.). После Октябрьской революции вёл методическую работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза, читал лекции студентам 2-го МГУ.

Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, В.П. Вахтеров разрабатывал самостоятельную педагогическую концепцию, которая получила название эволюционной («новой», «научной») педагогики. Её основу составляла идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, соединённая с убеждением, что образование во всех его видах и формах является одним из важнейших факторов общественного прогресса. По В.П. Вахтерову, формирование ребёнка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога — способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка.

Петр Федорович Каптерев разработал собственные принципы и методы воспитания. В дореволюционный период П.Ф. Каптерев активную преподавательскую работу и службу по Мариинскому ведомству (1885-1917 гг.) сочетал с общественно-педагогической деятельностью в Педагогическом музее военно-учебных заведений, в Петербургском педагогическом обществе, Фребелевском обществе, Петербургском комитете грамотности. До Октябрьской революции участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике, семейному воспитанию.

Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, русской педагогики, педагогической психологии. Выступил в защиту общественных дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьёй, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П.Ф. Каптерева издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию, организованный им, способствовал развитию общественной педагогической мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания.

Выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал школьное самоуправление, независимость педагогического персонала, т.е. сосредоточение руководства школой в руках педсовета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По П.Ф. Каптереву, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над «народными» ценностями, которые различны для каждого сословия. Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.

Исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы – судьбу народного образования в России после отмены крепостного права (1861 г.), охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования, указал причины этого движения – борьбу консервативно-правительственной «педагогики» с прогрессивной обществ, педагогикой.

С 1921 г. профессор Воронежского университета и Института народного образования, после преобразования которого в педагогический факультет университета (1922 г.) стал его первым деканом. В ряде статей, опубликованных в журнале «Педагогическая мысль» (1918-22 гг.), – «О школьном самоуправлении и о школьной дисциплине», «Педагогика и политика», «Педагогическое образование» и др. – изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчёркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естественную связь педагогики с политикой, обусловленную, по П.Ф. Каптереву, общественным характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. В условиях борьбы различных партий, в определённой степени дезорганизующей жизнь школы, П.Ф. Каптерев придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Эти идеи П.Ф. Каптерева определялись его прежней педагогической концепцией, в которой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.