logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля

В книге «Этика и педагогика творческой личности» Константин Николаевич Вентцель выделял три важнейшие сферы человеческой деятельности:

– этическую, направленную на осуществление нравственного идеала;

– педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи;

– политическую, задача которой – изменение форм общественной жизни.

Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравственного совершенствования личности.

Педагогические взгляды К.Н. Вентцеля развивались в русле педоцентризма. Разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Главная задача воспитания – развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством.

Главное средство нравственного, умственного и физического развития – творческий производительный труд.

К.Н. Вентцель детально разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения – Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906-09 гг.).

В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т.ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера.

В 1917-22 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР.

После резкой критики своей педагогической концепции в 1922 г. отошёл от педагогической деятельности.

В 20-30-е гг. труды К.Н. Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам.

Разрабатывал новое направление в воспитании – космическую педагогику, высшая цель которой – полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос трактовался К.Н. Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.