logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России

Василий Васильевич Зеньковский автор работ: «Социальное воспитание, его задачи и пути»; «О психологии современной молодежи»; «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»; «Русская педагогика XX века» и др.

Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру. Выдвигал на первый план антропоцентризм русской философии, которая больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях.

Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антропологии. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу. Видел смысл воспитания в «духовном устроении», в идее спасения, осмысливал физическое, социально-интеллектуальное, моральное, эстетическое и религиозное развитие как восхождение к духовному началу.

Дал свое понимание понятий социальная педагогика и социальное воспитание, выступая против сторонников свободного воспитания. Педагогические течения, ставящие в центре всего ребенка и его индивидуальные запросы, направлены на воспитание эгоиста, пользующегося всеми благами социального развития, но живущего только своими проблемами. Жизнь всегда и везде социальна, поэтому воспитание означает, что бессознательное случайное воздействие общества на детей должно стать сознательным и планомерным. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключает развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл».

Не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития.

Призывал признать учение об образе Божьем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании.

Согласовать идею личности с социальной средой возможно лишь через естественную, приводящую к возникновению коллективного духовного начала и благодатную соборность, которой является церковь.

Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка.

Выделял периоды:

– раннее детство – ребенок вживается в весь безграничный мир смыслов, в природу, в человеческие отношения;

– второе детство – ребенок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и социальной жизни;

– отрочество – для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жизнью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развитием эроса;

– юность – период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанных религиозной верой в Бога.

Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».

Признавал главнейшим принципом педагогики принцип индивидуальности.

Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как религиозная жизнь.

Не абсолютизировал дисциплину. Она выступает лишь как инструментальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий духовные силы ребенка от случайных порывов.

Рассматривая различные стороны воспитания, выделял: эстетическое, интеллектуальное, религиозное, физическое, сексуальное воспитание.

Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая – «воспитанию души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть связано с трудом души.

Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном мировоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуиции.

Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь церкви.

Физическое воспитание оправданно, «оно священно как устроение жизни тела».

Сексуальное воспитание имеет чрезвычайно серьезное значение. «Устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности». Энергия пола – одно из самых глубоких и творческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Удовлетворение сексуальных желаний без любви – извращение и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разрешаться только в браке.

Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства.