logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци

Иоганна Генриха Песталоцци по праву считают одним из первых представителей социального направления в педагогике. Активно стремился отыскать пути улучшения жизни народа, а точнее, самых низших слоев населения, хотел добиться общественной справедливости. Основным средством преобразования общества на разумных и справедливых началах он считал воспитание.

В системе социально-педагогической деятельности Песталоцци, основным элементом была цель: социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Основным средством для достижения цели являлась правильная организация воспитательной работы, способная привести к изменению существующей системы народного образования, к ее усовершенствованию, а через это к изменению всего общества.

Принципы педагогики Песталоцци:

– природосообразности («сообразность воспитания с природой») Воспитание, по его мнению, должно осуществляться сообразно с естественным (природным) ходом развития ребенка;

– социальной обусловленности развития человека. Основа духовного совершенства заложена в самом человеке, но развивается он не как индивидуум в обособленности от человечества, а как член социального целого;

– самопомощи человека в собственном становлении как личности (саморазвитие сил человека). Педагог хотел помочь крестьянам приспособиться к условиям жизни таким образом, чтобы они могли оказывать себе социально-педагогическую поддержку путем самопомощи;

– связи воспитания с жизнью, трудом. Он был убежден, что бедняка следует воспитывать для приспособления к своему будущему положению, и стремился дать детям те знания и умения, которые возместят им бедность.

Основные структурные элементы системы социально-педагогической деятельности Песталоцци имеют ряд отличительных особенностей. К ним можно отнести:

1. Особенности объекта воспитания (воспитанника) – среда беднейших детей в стране.

2. Особенности воспитательного учреждения. Детские учреждения были преимущественно закрытого типа, рассчитанные на постоянное пребывание воспитанников. Полагал, что общественное воспитание должно подражать домашнему, а школьное обучение должно быть основано на принципах семейных отношений. Для этого он стремился создавать в воспитательных учреждениях домашнюю обстановку.

3. Особенности субъекта воспитания (воспитателя, учителя, наставника). Педагог детского учреждения обязан обладать определенным набором необходимых знаний, умений и навыков. У него должны быть развиты три типа общечеловеческих способностей: физические, умственные и нравственные. Для наиболее эффективной социально-педагогической деятельности в детских учреждениях воспитателей следует набирать преимущественно из среды бедняков.