4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
Иоганна Генриха Песталоцци по праву считают одним из первых представителей социального направления в педагогике. Активно стремился отыскать пути улучшения жизни народа, а точнее, самых низших слоев населения, хотел добиться общественной справедливости. Основным средством преобразования общества на разумных и справедливых началах он считал воспитание.
В системе социально-педагогической деятельности Песталоцци, основным элементом была цель: социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Основным средством для достижения цели являлась правильная организация воспитательной работы, способная привести к изменению существующей системы народного образования, к ее усовершенствованию, а через это к изменению всего общества.
Принципы педагогики Песталоцци:
– природосообразности («сообразность воспитания с природой») Воспитание, по его мнению, должно осуществляться сообразно с естественным (природным) ходом развития ребенка;
– социальной обусловленности развития человека. Основа духовного совершенства заложена в самом человеке, но развивается он не как индивидуум в обособленности от человечества, а как член социального целого;
– самопомощи человека в собственном становлении как личности (саморазвитие сил человека). Педагог хотел помочь крестьянам приспособиться к условиям жизни таким образом, чтобы они могли оказывать себе социально-педагогическую поддержку путем самопомощи;
– связи воспитания с жизнью, трудом. Он был убежден, что бедняка следует воспитывать для приспособления к своему будущему положению, и стремился дать детям те знания и умения, которые возместят им бедность.
Основные структурные элементы системы социально-педагогической деятельности Песталоцци имеют ряд отличительных особенностей. К ним можно отнести:
1. Особенности объекта воспитания (воспитанника) – среда беднейших детей в стране.
2. Особенности воспитательного учреждения. Детские учреждения были преимущественно закрытого типа, рассчитанные на постоянное пребывание воспитанников. Полагал, что общественное воспитание должно подражать домашнему, а школьное обучение должно быть основано на принципах семейных отношений. Для этого он стремился создавать в воспитательных учреждениях домашнюю обстановку.
3. Особенности субъекта воспитания (воспитателя, учителя, наставника). Педагог детского учреждения обязан обладать определенным набором необходимых знаний, умений и навыков. У него должны быть развиты три типа общечеловеческих способностей: физические, умственные и нравственные. Для наиболее эффективной социально-педагогической деятельности в детских учреждениях воспитателей следует набирать преимущественно из среды бедняков.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов