logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века

Во второй половине ХХ века на Западе возник ряд направлений в педагогической науке. Практически все они базируются на идеях педагогов-реформаторов прошлого и имеют глубокие исторические корни. Реализация преемственности прослеживается достаточно явно во всех педагогических концепциях, хотя можно встретить и принципиально новые подходы и идеи.

Получило широкое распространение гуманистическое направление в педагогике, опирающееся на учет индивидуальных способностей и интересов учащихся, идею их разностороннего развития и формирования личности. Такие известные западные ученые, как К. Роджерс, Дж. Браун, К. Паттерсон, А. Маслоу, Ш. Бюлер и др., принимали участие в разработке психолого-педагогических основ данного направления.

Потребности и интересы ребенка в русле этих идей считаются приоритетными относительно ценностей и потребностей общества, которые зачастую считаются чуждыми личности ребенка и насильственно привнесенными. Вследствие этого в практике обучения рекомендуется ориентироваться на познавательные стремления ребенка, а не на логику наук и внешние требования. Ребенку предоставляется выбор предмета и формы обучения. В идеях гуманистической педагогики прослеживается противопоставление личности и общества, В этот период достаточно широкое распространение приобрело течение «педагогика мира». Сторонники данной идеи, прежде всего Э. Фромм, а также более поздние разработчики Дж. Верч, У. Бронфенбреннер, Дж. Рид и др. считали, что дети должны учиться чувствовать себя гражданами Земли в целом, стремиться к преодолению всех видов границ и разногласий между народами. Эта идея хотя и не нашла в 50-е годы массового применения, обсуждается педагогами из разных стран по сей день.

Шарлотта Бюлер в 20-30-е гг. возглавляла созданную ею Венскую школу возрастной психологии, которая известна главным образом диагностическими исследованиями уровня психического развития ребёнка. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введённый Бюлер вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определяется как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребёнка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения. Главной движущей силой развития Бюлер считала потребность личности в самоосуществлении, которая по-разному проявляется в различные периоды жизни.

Период с 1940 г. посвящён изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути и др. в русле гуманистической психологии. Рассматривала личность как изначально данное духовное образование, не изменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни. Идея Бюлер о сущности и движущих сил развития неоднократно подвергалась критике. Вместе с тем идеи целостного подхода к изучению жизненного пути человека, фактический материал, полученный Бюлер и её сотрудниками, а также некоторые предложенные ею диагностические методики сохраняют своё значение и для современной науки.

Абрахам Гарольд Маслоу разработал стратегию целостного анализа высших сущностных проявлений человека – любви, творчества, «высших ценностей» и т.п. Мотивационную сферу личности, по Маслоу, образует ряд иерархически соподчинённых групп потребностей: физиологических потребности, потребность в безопасности, любви, уважении. Высшее место в иерархии занимает потребность в самоактуализации: человек стремится максимально реализовать весь своя потенциал способностей, чтобы «быть тем, кем он может стать». Самоактуализация понимается Маслоу главным образом как «рост изнутри».

Теория личности Маслоу послужила одним из источников гуманистического воспитания. Главная задача педагогики - «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено» – представление, развиваемое современным педоцентризмом. В русле идей Маслоу в западной педагогике решаются практические вопросы воспитания одарённых детей.

Карл Роджерс. В основу метода легли его теоретические представления о механизмах формирования личности.

Pоджерс различает две системы регуляции поведения: 1) организм, стремящийся сохранить и усилить себя, и 2) «Я» личности – особую сферу опыта человека, складывающуюся из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру.

Центральной для К. Pоджерса является категория самооценки в результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе. Придает кардинальное значение ситуациям межличностного общения людей, в частности учителя и ученика. Самоактуализации личности, по Pоджерсу, хотя и «запрограммирована» изнутри, но нуждается в оптимальных внешних условиях. Только создание благоприятной межличностной атмосферы устраняет преграды на пути подлинно продуктивного учения, здорового развития личности. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки ребенка, что способствует раскрытию творческого потенциала личности.

Основанные на психотерапевтическом подходе воспитательно-образовательные установки получили название «недирективная педагогика»: учитель должен взять на себя миссию неформального обучения, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся. Однако осуществление на практике этих идей может приводить к анархической стихийности педагогического процесса и снижению уровня обучения в школе. Заслуживает внимания установка Pоджерса на включение в педагогическую практику психотерапевтических приемов оптимизации общения.

Эрих Фромм. Разрабатывая целостную концепцию личности, стремился выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает, по Фромму, социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера совпадают с различными историческими типами самоотчужденного человека: накопительским, эксплуататорским, рецептивным (пассивным), рыночным. Различные формы социальной патологии в современном обществе Фромм также связывает с отчуждением.

Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Э. Фромм выдвигал утопический проект создания гармоничного «здорового общества» при помощи методов «социальной терапии», в частности предлагал проект «перевоспитания» американской нации.

Характеризуемое время можно охарактеризовать как период, в котором обнаруживается поиск разных подходов к воспитанию, образованию и обучению. Такие тенденции, как гуманизация воспитания и гуманитаризация образования, заняли прочное место в социально-педагогической теории и практике.

Контрольные вопросы

1. Раскройте исходный тезис педагогической концепции Я. Корчака.

2. Как Я. Корчак рассматривал цель воспитания?

3. Почему Я. Корчака нельзя отнести к сторонникам «свободного воспитания»?

4. Что педагог подразумевал под «разумным воспитанием»?

5. Сформулируйте основные тенденции развития социальной педагогики за рубежом во второй половине ХХ века.

Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.330-348.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.488-496.

3. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.199-246.

4. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.385-404, 522-540.

5. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – С.287-402.