3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
До начала X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. В период первобытного общества воспитание осуществлялось путем включения детей в различные виды деятельности. Этот процесс носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники. Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые прежде всего полом. Достигавшие половой зрелости проходили специальную подготовку, которая дополнительно к навыкам охотиться и изготавливать орудия труда развивала выносливость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость.
Постепенно развитие экономических процессов приводит к выделению из родоплеменного коллектива малой семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки. Имущественное и социальное неравенство приводит к обособлению различных социальных слоев. Этот процесс вносит заметные изменения в педагогическую практику и превращает воспитание из всеобщего, равного в семейно-сословное. Цели, содержание и формы воспитания для разных социальных групп становились разными. Объединяло их то, что воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.
Воспитание детей начиналось прежде всего в семье. У восточных славян была распространена такая форма воспитания, как ремесленное ученичество. В соответствии со сложившимися у славян обычаями, дети знати отдавались до 7-8 лет на воспитание в другую семью (традиция воспитательства, «кормильства» или «кумовства»). Большую роль в рассматриваемый период имела военная подготовка подростков, а также профессиональное овладение военным искусством будущих дружинников, которая осуществлялась в специальных домах – гридницах. Таким образом, воспитание у восточных славян все более приобретало семейно-сословный характер.
Новые основания в древнерусское воспитание заложило христианство. Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 г. Православие с его византийскими традициями становится официальной религией Киевской Руси. Соединение древнеславянской культуры с восточным христианством дало начало древнерусскому православию и его пониманию воспитания человека. Отличительной особенностью древнерусской культуры, воспитания и образования стало и то, что языком богослужения, литературы, а значит, и школы оказался славянский язык.
Цель воспитания и обучения христианина – спасение души. Отсюда и задача наставника, педагога – направить человека на путь спасения, научить преодолевать свою греховную сущность. Все педагогические усилия сконцентрированы на работе над человеческой душой. Именно она становится не только объектом педагогического воздействия, но и его целью.
Особую роль играла доступная для широких кругов населения церковно-учительская литература, которая охватывала широкий круг морально-нравственных проблем и разъясняла основы православия в краткой и образной форме («Изборник»). Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1096 г.). Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в Древней Руси.
Христианская педагогика, чтобы наставить человека в жизни, применяла такие методы воздействия, как убеждение и наказание. Важным средством воздействия на формирование личности служила исповедь. Значительной по своему воздействию на ребенка была молитва. Важное значение в формировании человека имели посты, к которым приучались с детского возраста.
С крещением Руси князем Владимиром связано появление школ. Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении христианства. Первая школа была открыта при дворе князя Владимира. В X-XIII вв. школы возникли и в других городах Киевской Руси: в Новгороде, Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Галиче, Ростове и т.д. Важно, что в училищах не только обучали чтению, письму, пению, но и уделяли большое внимание нравственному воспитанию.
Тем не менее в Древней Руси отсутствовала какая-либо упорядоченная система школьного образования. Главными очагами воспитания и обучения были семья и церковь.
Однако процесс социализации ребенка определялся не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспитания, направленной на повседневную жизнь человека. Средствами народной педагогики были: пословицы, сказки, загадки, былины, песни, притчи и т.д.
Нашествие монголо-татар приостановило развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.
В XIV-XVI вв. педагогическая мысль была направлена на важнейшие проблемы воспитания. Крупнейшие русские просветители развивали мысль об изначальном равенстве всех людей (И. Пересветов, И. Федоров, П. Мстиславец). Актуальными в данный период оставались вопросы трудового воспитания, морали и нравственного поведения («Пчела»). Педагогическая мысль в это время развивалась в монастырях среди монашества. Нил Сорский в своих руководствах по духовному совершенствованию человека – «Предание» и «Устав о скитской жизни» (XV в.) – обобщил опыт монастырского воспитания и обучения и предложил использовать в воспитании методы, средства и приемы духовного самосовершенствования. Целью воспитания он считал достижение духовного совершенствования в процессе активной умственной деятельности воспитанников.
К распространенным жанрам книг того времени относятся «жития святых» («Житие Стефана Премудрого», «Житие Сергия Радонежского» и др.).
Значительным письменным памятником культуры XVI в. является «Домострой». Некоторые его главы непосредственно посвящены воспитанию. Содержание этого документа пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей.
Немалый вклад в развитие воспитания педагогической мысли внесли выдающиеся деятели русской культуры И. Федоров, Ф. Ртищев, В. Бурцов, С. Полоцкий, Е. Славинецкий, С. Медведев, К. Истомин и др. Однако к концу XVI в. образование было достоянием только знати и духовенства, а также зажиточных городских слоев. Основная масса населения по-прежнему оставалась неграмотной.
Во второй половине XVII в. в русском обществе сложилось несколько подходов к воспитанию и обучению. С. Полоцкий, С. Медведев, С. Яворский выступали за развитие в России западноевропейского просвещения. Обучение, по их мнению, должно было проводиться на латинском, греческом и родном языках.
Сторонниками грекофильского образования, ориентированного на византийско-русскую традицию, выступали Е. Славинецкий, Ф. Ртищев, К. Истомин и др. Решительными противниками всех новшеств в воспитании и обучении выступали в этот период старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом.
В целом в конце рассматриваемого периода в противоречивых условиях складывались предпосылки развития просветительских реформ в России.
Таким образом, эпоха Средневековья оказала огромное влияние на всю дальнейшую социально-педагогическую практику и теорию. Большую роль в воспитании подрастающего поколения играла религия.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные компоненты системы христианского воспитания?
2. Перечислите основные факторы, повлиявшие на социально-педагогическую мысль Средневековья.
3. Проанализируйте основные методы социального воспитания, характерные для западно-христианской церкви.
4. Охарактеризуйте специфику сословного воспитания.
5. В чем особенности мусульманской педагогики?
6. Как развивалась социальная педагогика в России в эпоху средневековья?
Литература
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.93-95.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – С.86-103, 155-158.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.73-120, 146-168.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.55-84.
5. История педагогики в России / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Академия, 2002. – С.24-65.
6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.89-109, 129-176.
7. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.71-96.
8. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.47-52.
9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С.19-24.
10. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.14-22, 77-217.
11. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века). – М.: ФОРУМ, 1998. – С.8-111.
12. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М.: Просвещение, 1981. – С.47-55.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов