2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
Социально-политические, экономические и культурные изменения в конце XIX – начале XX вв. на Западе способствовали переходу от аграрного общества к индустриальному, предоставляя новые возможности для социализации человека, прогресса науки и техники, развития теории и практики образования. Стратегия социального реформирования общественной жизни ставила целью «сохранить человеческие и духовные ценности в век индустриализации и урбанизации...». В новых исторических условиях, отвечая требованиям утверждающегося индустриального общества на Западе, бурно развивается человекознание, которое стимулирует практический и научный поиск в области педагогики и социальной работы и приводит к усилению в них гуманистических тенденций. Индустриальное общество порождает новую социальную ситуацию, актуализирующую задачу формирования в человеке одновременно социально-типического и индивидуально-личностного начал, что способствует созданию школы как центра индивидуального развития ребенка и его становления как гражданина.
В это время в Англии началось движение сеттльмент-центров, первый из которых основал Самуэл Барнет в 1884 г. в Тойнби-Холл. Студенты университетов, а также предприниматели селились в беднейших трущобах Лондона, а позднее – во многих городских районах по всей Великобритании. Они были проводниками образования, разнообразных видов культурной деятельности, а также социальной реформы. Эти люди становились помощниками местных жителей, чтобы на себе ощутить все неудобства бедности, и проводили социально-педагогическую работу. Утопическую идею решения радикальных социальных проблем через образование и воспитание вновь реанимировали. Однако она была обречена на неудачу, как и все предыдущие попытки.
На волне масштабной иммиграции в конце XIX в. в Америке активизировалось движение сеттльментов. Первым американским сеттльментом была соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. Стэптон Койт, проживший некоторое время в Тойнби-Холле, возвратился в Нью-Йорк, чтобы создать американский филиал движения. Он основал местную гильдию, позже известную как университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд. К 1896 г. в США было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. – почти 400. Программы деятельности сеттльмент-центров постепенно расширялись. Но в целом их больше интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворительности. Благодаря своей деятельности, служители сеттльмент-центров приобретали очень ценный опыт и знание проблем. Они имели возможность влиять на пути и способы улучшения деятельности агентов по социальной работе.
Идея была быстро подхвачена, и местные центры стали создаваться на Востоке и Среднем Западе, особенно там, куда отправлялись иммигранты в поисках работы и лучшей жизни для своих семей. Наиболее известный дом иммигрантов Хулл-Хаус был организован Дж. Адаме и Э.Г. Стар в 1889 г. в Чикаго. Здесь обслуживали людей девятнадцати национальностей и предоставляли жилище работающим девушкам. При доме работали дневные ясли, музей, клуб для мальчиков и небольшой театр. Мужчины участвовали в общественной деятельности, а женщины посещали занятия в группах. Использовалась групповая работа, общинная организация и пропаганда. Адаме олицетворяла собой «новую современную женщину». Ее работа в рамках движения сеттльмента была высоко оценена, и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.
Деятельность благотворительных организаций и движения сеттльментов основывались на различных подходах. Работники последних часто выступали в роли «дружественных визитеров» в программах благотворительных организаций. Движение сеттльментов распространялось в особых микрорайонах города (кварталах, районах или домах), где проживали главным образом иммигранты. Это движение, положившее начало социальной групповой работе, резко расходилось по своим идеям с благотворительными организациями. В основном служители сеттльментов предпочитали оказывать помощь в решении проблем, с которыми иммигранты не в состоянии были самостоятельно справиться в местах проживания, а не заниматься благотворительностью.
Главными доминантами движения сеттльментов были социальная реформа и политические акции. В поле их внимания находились как личные, так и семейные, а также социально-медицинские проблемы иммигрантов. Причины их трудных жизненных ситуаций заключались в неудовлетворительных жилищных условиях, перенаселенности. Отсутствие техники безопасности, антисанитария на предприятиях, потогонная система труда, при которой рабочий день и норма выработки были одинаковыми как для взрослых, так и для детей, создавали невыносимые условия жизни наемных рабочих-иммигрантов. Эти социально-бытовые условия всегда учитывались в образовательных программах, консультациях и других видах услуг служителями сеттльментов.
На протяжении первых десятилетий работники сеттльментов превращали общины в политическую силу. Благодаря их активной деятельности на свет появились законы о детском труде, общественном здоровье, детских садах и программах круглосуточного содержания в них детей, о службах приходящих нянь, государственном жилье, музыкальных школах и занятиях искусством для бедных, о начальных вечерних школах для взрослых, курсах по озеленению, разбивке парков и игровых площадок.
В начале 1900-х гг. сеттльменты и местные центры организовались в городские федерации, чтобы стать сильнее в своей борьбе. По той же причине в 1911 г. была образована Национальная федерация сеттльментов. К 1950-м гг. в рамках «движения» в этой федерации насчитывалось от 250 до 300 коллективных членов. В 1979 г. она была переименована в Объединение местных центров Америки. Это название лучше отражало членство различных организаций. Многие программы, которые сегодня финансируются правительством, начались в сеттльментах. Инициатива вначале исходила от активистов сеттльментов, а затем следовал ответ правительства с утверждением программы, которая становилась независимым фактором. Службы приходящих нянь, например, возникли по инициативе сеттльмента, созданного Лилиан Уолд. В 1950-1960 гг. большинство исследований по развитию общин и районов стали одной из основ программы «Война с бедностью» администрации Дж. Кеннеди – Л. Джонсона.
Кроме того, создавались центры, работающие по программам для детей. Популярностью пользовались следующие: «Главный старт», традиционные отделения дневного содержания детей, родители которых работают; внешкольные программы, с помощью которых можно обеспечить уход, надзор и другую помощь младшим школьникам занятых на производстве родителей. Привлекает специалистов также интеграция досуговых, спортивных и медико-просветительных учреждений с предоставлением услуг «за решеткой». Активизируется деятельность в сеттльментах и местных центрах по созданию программ для подростков с целью предотвращения правонарушений и уличного бандитизма в кварталах для бедноты, где проживали мигранты. В этот процесс были включены «уличные работники» или «откомандированные работники» для налаживания полезных связей с группами молодежи. Наряду с этим появляется необходимость в предоставлении местными территориальными центрами консультативных услуг: по вопросам выбора программ базового образования взрослых, профессионального обучения, выбора специальности. Предлагаются программы и курсы но овладению умениями устанавливать межличностные и внутрисемейные отношения. Они особенно необходимы тем, кто рос в неполной семье и не имел опыта детско-родительского взаимодействия. Для оказания помощи в организации спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности используется групповая социальная работа, как метод, помогающий лучше понять и приобщиться к решению личных и общественных проблем.
Практическая социальная работа в сеттльменте подтвердила, что самоуправление и образование стали прочным фундаментом жизни человека, а также позволила пересмотреть традиционные педагогические идеи, способствовала педагогическим инновациям и экспериментам.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов