1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
С усложнением и изменением хозяйственных и социальных связей зарождается новый субъект социализации – семья. Семейная форма организации воспитания становится основной в процессе социализации.
Усиливавшееся разделение труда вызывало необходимость определенной специализации в обучении и воспитании детей. Главные задачи социального воспитания – передача материальной и духовной культуры – были связаны с передачей профессии от отца к сыну.
Существенно изменяются функции и социальное предназначение инициации. Возникают закрытые формы инициации, где детям передаются специальные знания и умения, которые обеспечивают их закрепление в соответствующем социальном статусе.
Месопотамия. В древнейших государствах мира воспитание и обучение детей осуществлялось также преимущественно в семье, которая была основным субъектом социализации и воспитания. Человек формировался в рамках жестко заданных социальных норм и ценностей. С возникновением государства резко возросла общественная потребность в образованных людях. Семья не в состоянии справиться с этим, возникла необходимость в создании общественного института, который смог бы удовлетворить эту потребность. С появлением института школы формируется и новая сфера социально-педагогической деятельности. Отделение умственного труда от физического, происходившее в этот период, создание первых школ вызвало к жизни появление новой специальности – учитель. Но семья продолжает оставаться основным субъектом социально-педагогической деятельности.
Таким образом, основными субъектами социализации являлись семья и школа, функционирование которых регулируется государством.
Древний Египет. Главными субъектами социально-педагогической деятельности в Древнем Египте также остаются семья и школа. В семье господствовал безоговорочный авторитет отца. Школа выполняла функцию инициации. Самой престижной считалась профессия писца.
Древняя Индия. История Древней Индии разделяется на две эпохи: дравидско-аравийскую (до VI в. до н.э.) и буддийскую (с VI в. до н.э.). В этой связи социальное воспитание имело кастовый характер. К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Древней Индии сложилась своя схема воспитания: на первой ступени (в семье) систематического воспитания не предусматривалось; для представителей трех высших каст было гарантировано право на образование. Древние индусы считали, что у человека существует особый период в детстве, предшествующий взрослости, – ученичество, которое именовалось вторым рождением – упанаяма.
Новый период в воспитании связан с возникновением первой мировой религии – буддизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.). Согласно этому учению, главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование. Буддийские школы появились в V-VI вв. до н.э. Предусматривались различия в образовании мирян и буддийских монахов. Однако в них принимались дети 5-8 лет независимо от их происхождения и материального положения.
Древний Китай. В основу традиций социального воспитания детей в Древнем Китае был положен опыт семейно-общественного воспитания. Воспитательные отношения основывались на преклонении и почитании младшими старших. Социальный статус учителя был очень высок: он был для учеников как отец, его деятельность считалась весьма почетной. Первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Они были двух типов – сян и сюй. В сян обучали и наставляли молодежь старики. В сюй молодежь училась стрельбе из лука.
Наибольшее воздействие на развитие социального воспитания оказало учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Он обобщил предшествующий опыт воспитания и образования. Учение Конфуция основывается на трактовке вопросов этики и морали, управления государством. Ведущее положение его учения – тезис о правильном воспитании граждан как непременном условии процветания государства. В основу нравственного воспитания им положено пять правил: почитай своих родителей; служи господину, как самому себе; уважай братьев; живи в мире с женой и выполни то, что обещал.
Прочность и жизненность общества покоятся на воспитанности его членов, поведение и функции каждого из них определяются его социальным статусом: Воспитание не всесильно: унаследованные черты во многом определяют эффективность воспитания человека. Исходя из наследственности и возможностей человека, Конфуций делил всех людей на три категории: сыны неба, благородные мужи и низкие люди.
Величие Конфуция в том, что он впервые в истории открыл человека и стал первым учителем человечности в человеке. Он занимался духовным ростом личности своих учеников, выправлением движений человеческой души. Дальнейшее развитие конфуцианских идей в образовании шло по двум направлениям: человек по природе добр и цель воспитания – формирование добрых высоконравственных людей (Мэн-Цзы); человек от природы злой и цель воспитания – преодолеть это начало (Сюнь-Цзы).
В конце 1-го тысячелетия до н.э. конфуцианство было объявлено государственной идеологией. Престиж образованного человека очень возрос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело превращалось в неотъемлемую часть государственной политики.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов