logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке

С усложнением и изменением хозяйственных и социальных связей зарождается новый субъект социализации – семья. Семейная форма организации воспитания становится основной в процессе социализации.

Усиливавшееся разделение труда вызывало необходимость определенной специализации в обучении и воспитании детей. Главные задачи социального воспитания – передача материальной и духовной культуры – были связаны с передачей профессии от отца к сыну.

Существенно изменяются функции и социальное предназначение инициации. Возникают закрытые формы инициации, где детям передаются специальные знания и умения, которые обеспечивают их закрепление в соответствующем социальном статусе.

Месопотамия. В древнейших государствах мира воспитание и обучение детей осуществлялось также преимущественно в семье, которая была основным субъектом социализации и воспитания. Человек формировался в рамках жестко заданных социальных норм и ценностей. С возникновением государства резко возросла общественная потребность в образованных людях. Семья не в состоянии справиться с этим, возникла необходимость в создании общественного института, который смог бы удовлетворить эту потребность. С появлением института школы формируется и новая сфера социально-педагогической деятельности. Отделение умственного труда от физического, происходившее в этот период, создание первых школ вызвало к жизни появление новой специальности – учитель. Но семья продолжает оставаться основным субъектом социально-педагогической деятельности.

Таким образом, основными субъектами социализации являлись семья и школа, функционирование которых регулируется государством.

Древний Египет. Главными субъектами социально-педагогической деятельности в Древнем Египте также остаются семья и школа. В семье господствовал безоговорочный авторитет отца. Школа выполняла функцию инициации. Самой престижной считалась профессия писца.

Древняя Индия. История Древней Индии разделяется на две эпохи: дравидско-аравийскую (до VI в. до н.э.) и буддийскую (с VI в. до н.э.). В этой связи социальное воспитание имело кастовый характер. К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Древней Индии сложилась своя схема воспитания: на первой ступени (в семье) систематического воспитания не предусматривалось; для представителей трех высших каст было гарантировано право на образование. Древние индусы считали, что у человека существует особый период в детстве, предшествующий взрослости, – ученичество, которое именовалось вторым рождением – упанаяма.

Новый период в воспитании связан с возникновением первой мировой религии – буддизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.). Согласно этому учению, главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование. Буддийские школы появились в V-VI вв. до н.э. Предусматривались различия в образовании мирян и буддийских монахов. Однако в них принимались дети 5-8 лет независимо от их происхождения и материального положения.

Древний Китай. В основу традиций социального воспитания детей в Древнем Китае был положен опыт семейно-общественного воспитания. Воспитательные отношения основывались на преклонении и почитании младшими старших. Социальный статус учителя был очень высок: он был для учеников как отец, его деятельность считалась весьма почетной. Первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Они были двух типов – сян и сюй. В сян обучали и наставляли молодежь старики. В сюй молодежь училась стрельбе из лука.

Наибольшее воздействие на развитие социального воспитания оказало учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Он обобщил предшествующий опыт воспитания и образования. Учение Конфуция основывается на трактовке вопросов этики и морали, управления государством. Ведущее положение его учения – тезис о правильном воспитании граждан как непременном условии процветания государства. В основу нравственного воспитания им положено пять правил: почитай своих родителей; служи господину, как самому себе; уважай братьев; живи в мире с женой и выполни то, что обещал.

Прочность и жизненность общества покоятся на воспитанности его членов, поведение и функции каждого из них определяются его социальным статусом: Воспитание не всесильно: унаследованные черты во многом определяют эффективность воспитания человека. Исходя из наследственности и возможностей человека, Конфуций делил всех людей на три категории: сыны неба, благородные мужи и низкие люди.

Величие Конфуция в том, что он впервые в истории открыл человека и стал первым учителем человечности в человеке. Он занимался духовным ростом личности своих учеников, выправлением движений человеческой души. Дальнейшее развитие конфуцианских идей в образовании шло по двум направлениям: человек по природе добр и цель воспитания – формирование добрых высоконравственных людей (Мэн-Цзы); человек от природы злой и цель воспитания – преодолеть это начало (Сюнь-Цзы).

В конце 1-го тысячелетия до н.э. конфуцианство было объявлено государственной идеологией. Престиж образованного человека очень возрос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело превращалось в неотъемлемую часть государственной политики.