logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»

Виктор Николаевич Сорока-Росинский теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей.

Своих воспитанников В.Н. Сорока-Росинский относил к «супранормному-эндогенному типу», т.е. к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей он предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков.

Главным в воспитательно-учебном процессе В.Н. Сорока-Росинский считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.

К основным стадиям формирования коллектива относил: сборище; стадность; организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели.

Анализируя проблему наказания в воспитании, педагог пришёл к выводу о необходимости постепенного перехода от стадии развития коллектива, на которой преобладали принудительные меры воспитания, через формирование коллективной ответственности и выборности к высшей стадии – самодеятельности и самоорганизации воспитанников.

Самовоспитанию В.Н. Сорока-Росинский всегда придавал большое значение. Ставил вопрос о создании специальной науки – автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность.

К работе в ШКИД стремился привлечь творчески работающих педагогов. Одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты).

Исследовал проблемы создания русской школы как национального феномена. Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея – народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям – Родине, благо народа. По мысли Сорока-Росинского, «воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом».