logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения

В XV в. начинаются кардинальные изменения в обществе. Светские формы социальных отношений признаются приоритетными над религиозными. Этот процесс характерен для всех сфер деятельности: от семьи до государства. В это время складывается новая целостная система взглядов, породившая широкое течение общественной мысли и культурное движение в Западной Европе – гуманизм. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека.

Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе.

Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Эразма Роттердамского, Хуана Луиса Вивеса, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня и др. Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность, с гражданским пафосом, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей.

Витторино да Фельтре. Основал среднюю школу «Дом радости» (1423-24 гг.) при дворе герцога Гонзага в Мантуе. Основа обучения – латинский и греческий языки, чтение античных авторов, логика, риторика. Преподавались арифметика, геометрия, алгебра, естествознание, музыка. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию; классическое образование сочеталось с физическим воспитанием.

Томас Мор. «Утопия» (1516 г.). Представление о наилучшем строе. В стране Утопия отменена частная собственность, нет денег, все трудятся. Радость в жизни, в духовной свободе. Подробного описания системы образования нет. Мальчики и девочки получают одинаковое начальное образование, приобщаются к труду. Основные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, земледелие. Обучение ремеслу домашнее. Необходимо постоянное (пожизненное) добровольное образование. Особое значение придается нравственному воспитанию. Много внимания уделяется формированию религиозности, веротерпимости.

Мишель де Монтень. «Опыты» (1580-88 гг.). Размышления философа о разных областях человеческого бытия. Процесс обучения должен носить творческий характер. Учащийся сам выносит суждение об истинности полученных знаний. Главная задача образования – постоянное совершенствование «умственных сил», выработка навыков самостоятельного мышления, критического анализа и суждений на основе опытных данных, доставляемых чувствами и ощущениями. Теоретическое образование предлагал дополнить физическим воспитанием, привитием нравственных и эстетических начал. Большое место отводил игре.

Томмазо Кампанелла. «Город Солнца» (1601 г.). Одним из первых связал принцип общественного воспитания с уничтожением частной собственности. В государстве соляриев все устроено «по науке». Обучение с 3 лет, далее – гимнастика, бег, игры, упражнения. В 7 лет – естественные науки, затем – ремесла. После 10 лет – отвлеченные дисциплины (математика, медицина). Физический труд – дело чести. В физическом воспитании торжествует спартанское начало. Разрабатывал принцип наглядности обучения (город построен в виде концентрических поясов, стены зданий покрыты изображениями и надписями).

Эразм Роттердамский. «Похвала Глупости» (1509 г.). Своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования. Главные тезисы: парадоксальная двойственность всех явлений; пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослепленности. Прочие педагогические труды: «План учения» (1512 г.), «Воспитание христианина» (1514 г.), «О достойном воспитании детей» (1529 г.), «О приличии детских нравов» (1530 г.). Воспитание рассматривал как формирование человека («людьми не рождаются, а воспитываются»). Педагогические принципы: упражнения в сочинительстве; индивидуализация обучения; состязательность при выполнении заданий; отказ от наказаний.

Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532-64 гг.). Своеобразная энциклопедия социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В гротесково-сатирической форме представил средневековую схоластическую педагогику и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека». Ведущее место отводил изучению древних и новых языков. Не отрицал традиционных «свободных искусств», но отдавал предпочтение естественнонаучному познанию природы и человека, а также занятиям историей, изобразительным искусством, литературой. Был сторонником наглядных методов обучения, органического сочетания умственных занятий с физическими упражнениями и активной деятельностью.