1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
В XV в. начинаются кардинальные изменения в обществе. Светские формы социальных отношений признаются приоритетными над религиозными. Этот процесс характерен для всех сфер деятельности: от семьи до государства. В это время складывается новая целостная система взглядов, породившая широкое течение общественной мысли и культурное движение в Западной Европе – гуманизм. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека.
Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе.
Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Эразма Роттердамского, Хуана Луиса Вивеса, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня и др. Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность, с гражданским пафосом, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей.
Витторино да Фельтре. Основал среднюю школу «Дом радости» (1423-24 гг.) при дворе герцога Гонзага в Мантуе. Основа обучения – латинский и греческий языки, чтение античных авторов, логика, риторика. Преподавались арифметика, геометрия, алгебра, естествознание, музыка. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию; классическое образование сочеталось с физическим воспитанием.
Томас Мор. «Утопия» (1516 г.). Представление о наилучшем строе. В стране Утопия отменена частная собственность, нет денег, все трудятся. Радость в жизни, в духовной свободе. Подробного описания системы образования нет. Мальчики и девочки получают одинаковое начальное образование, приобщаются к труду. Основные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, земледелие. Обучение ремеслу домашнее. Необходимо постоянное (пожизненное) добровольное образование. Особое значение придается нравственному воспитанию. Много внимания уделяется формированию религиозности, веротерпимости.
Мишель де Монтень. «Опыты» (1580-88 гг.). Размышления философа о разных областях человеческого бытия. Процесс обучения должен носить творческий характер. Учащийся сам выносит суждение об истинности полученных знаний. Главная задача образования – постоянное совершенствование «умственных сил», выработка навыков самостоятельного мышления, критического анализа и суждений на основе опытных данных, доставляемых чувствами и ощущениями. Теоретическое образование предлагал дополнить физическим воспитанием, привитием нравственных и эстетических начал. Большое место отводил игре.
Томмазо Кампанелла. «Город Солнца» (1601 г.). Одним из первых связал принцип общественного воспитания с уничтожением частной собственности. В государстве соляриев все устроено «по науке». Обучение с 3 лет, далее – гимнастика, бег, игры, упражнения. В 7 лет – естественные науки, затем – ремесла. После 10 лет – отвлеченные дисциплины (математика, медицина). Физический труд – дело чести. В физическом воспитании торжествует спартанское начало. Разрабатывал принцип наглядности обучения (город построен в виде концентрических поясов, стены зданий покрыты изображениями и надписями).
Эразм Роттердамский. «Похвала Глупости» (1509 г.). Своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования. Главные тезисы: парадоксальная двойственность всех явлений; пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослепленности. Прочие педагогические труды: «План учения» (1512 г.), «Воспитание христианина» (1514 г.), «О достойном воспитании детей» (1529 г.), «О приличии детских нравов» (1530 г.). Воспитание рассматривал как формирование человека («людьми не рождаются, а воспитываются»). Педагогические принципы: упражнения в сочинительстве; индивидуализация обучения; состязательность при выполнении заданий; отказ от наказаний.
Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532-64 гг.). Своеобразная энциклопедия социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В гротесково-сатирической форме представил средневековую схоластическую педагогику и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека». Ведущее место отводил изучению древних и новых языков. Не отрицал традиционных «свободных искусств», но отдавал предпочтение естественнонаучному познанию природы и человека, а также занятиям историей, изобразительным искусством, литературой. Был сторонником наглядных методов обучения, органического сочетания умственных занятий с физическими упражнениями и активной деятельностью.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов