8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
Анатолий Васильевич Луначарский вместе с Н.К. Крупской, разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась у А.В. Луначарского «философия трудовой школы». Школа – инструмент, с помощью которого общество по собственному образу и подобию производит «согражданина». Был одним из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской школы, общедоступной без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, управляемой на демократических принципах.
Одним из главных направлений деятельности А.В. Луначарского на посту наркома стала политехнизация образования – реформа, затронувшая глубинные основы школьной структуры.
Политехнизация понималась А.В. Луначарским как триединая программа:
– предусматривалось изучение истории культуры как поступательного освоения природы человеком;
– на смену «школы учебника и зубрёжки» должно было прийти обучение через труд, активное творчество (экскурсии, лабораторные занятия и т.п.);
– обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно-полезному труду (формирование навыков в игре, знакомство с его видами в школьных мастерских, на фабриках и т.п.).
Цель политехнической школы – воспитание широкообразованных людей, мастерски владеющих своей специальностью.
Теория социального воспитания у А.В. Луначарского строилась как сочетание двух направлений: гражданского («хорового») и свободного («индивидуального»).
Излагая взгляды большевиков на социальное воспитание, он задавался вопросами: кто должен воспитывать детей – семья или общество; и для кого их нужно готовить – для семьи или для общества? В обоих случаях предпочтение отдавалось общественному над личным.
С точки зрения А.В. Луначарского, в раннебуржуазных государствах, в условиях жесткой конкуренции, в деле воспитания, особенно для средних классов, господствовал индивидуализм; с конца XIX столетия, вопросы социализации, подготовки человека к жизни не только внутри общества, но и в интересах общества, вышли на первый план, наблюдается доминирование общественного воспитания над семейным.
Вторым фактором, повлиявшим на возрастание роли общественного воспитания в буржуазном обществе, стало разрушение патриархальной семьи, появление женщин-работниц и женщин-служащих, вынужденных устраиваться на работу, чтобы дети не умерли с голоду. Матерям уже некогда заниматься семейным воспитанием, и государство вынуждено брать эту роль на себя. При организации социального воспитания буржуазная власть, естественно, исходит из собственных интересов и готовит конформистов, неспособных активно участвовать в классовой борьбе.
Совсем по-иному, с точки зрения А.В. Луначарского, будет организовано дело социального воспитания при социалистическом строе. Здесь нет классовых противоречий между людьми, а есть «объединение сил для общей цели» – построения коммунистического общества. Отсюда следовал вывод, что при социализме будет снято противоречие между индивидуальным и общественным воспитанием. А.В. Луначарский полагал, что общая цель социального воспитания всех граждан в духе коммунизма в качестве составляющей включает в себя гармоническое развитие каждой отдельной личности.
При социализме женщина-мать «раскрепостится» от тяжких семейных обязанностей и найдет «ключи от счастья женского» в свободном труде на общественном производстве и в любви. В такой ситуации правительству социалистической республики придется думать, как устроить детей. А.В. Луначарский предполагал собрать детей в «общий резервуар для молодого поколения», т.е. в специальные учебно-воспитательные заведения, где заботиться о детях, воспитывать и обучать их будут специально подготовленные педагоги. Имея подобную «путеводную звезду», социалисты смогут создать в «неожиданно короткий срок» систему «нормального воспитания», подготавливающую гармонически развитых и коллективистски мыслящих людей.
Надежда Константиновна Крупская – государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, доктор педагогических наук (1936 г.), почетный член АН СССР (1931 г.).
С ноября 1917 г. работала в Наркомпросе; была заместителем наркома, председателем Главполитпросвета (1920-30 гг.), председателем научно-педагогической секции ГУСа (1921-31 гг.).
В 1917-20 гг. участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов: «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы» (1918 г.). Отстаивала идеи отечественных педагогов о демократизации управления народным образованием (выборность учителей, передача дела просвещения органам самоуправления) и предложила создать Советы по народному образованию для привлечения общественности к делу народного образования.
В 20-е гг. Н.К. Крупская привлекла к научной деятельности педагогов П.П. Блонского, Н.Н. Иорданского, Н.В. Чехова, С.Т. Шацкого и др. Созданная под её руководством научно-педагогическая секция ГУСа стала теоретическим центром советской школы и педагогики.
Н.К. Крупская особо подчёркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением по повышению его общей культуры. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Не отрицая важную роль свободного проявления личностью своей индивидуальности, считала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы общественного устройства.
При активном участии Н.К. Крупской были проведены в 20-х – начале 30-х гг. многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания. Редактировала педагогический журнал «На путях к новой школе» (1922-33 гг.), публиковалась в «Народном просвещении», «Народном учителе», «Внешкольнике» и других изданиях. В 1931-35 гг. возглавляла Общество педагогов-марксистов.
Изучая проблемы школьного образования на рубеже 20-30-х гг., в политехнизме видела целостную систему, включающую в себя изучение научных основ производства, организацию труда, выработку умений и навыков работы с орудиями труда и воспитание черт и качеств, соответствующих потребностям индустриального производства.
С особым вниманием Н.К. Крупская относилась к разработке теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций. В брошюре «РКСМ и бойскаутизм» (1922 г.) показала позитивные стороны методики скаутинга и возможности её использования детскими коммунистическими группами. В 1-й половине 20-х гг. определила важнейшие принципы построения пионерской организации: пионеры, проявляя себя в творчестве, общественно полезном труде, в общественой активности, стремятся изменить жизнь к лучшему; атмосфера романтики, игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности.
С ее именем связано становление теории и практики дошкольного воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан. К важным педагогическим принципам образования взрослых относила единство и взаимосвязь воспитательных влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности, планомерности, всесторонности развития; взаимодействие всех средств воспитательного воздействия.
В подготовке учителя Н.К. Крупская считала основным связь педагогической теории и практики, ориентацию на политехническое обучение и трудовое воспитание учащихся.
В начале 30-х гг. пыталась противодействовать административно-командной системе, бороться с разжиганием классовой борьбы в учебных заведениях, выступала против исключения из школ детей, родители которых были репрессированы. В 1-й половине 30-х гг. руководство партии начало кампанию по вытеснению Н.К. Крупской из Наркомпроса. Она была вынуждена ограничиться разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й половине 30-х гг. продолжала пропагандировать ленинское наследие в области народного образования как противовеса сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК партии (1936-39 гг.), в которых выступала против ослабления трудового воспитания и общественно полезной работы учащихся.
- Тема 1. Теоретические основы курса
- 1. Объект, предмет, задачи курса «История социальной педагогики»
- 2. Методологические подходы при изучении курса
- 3. Источники социальной педагогики
- Тема 2. Этапы развития социальной педагогики в россии и за рубежом
- 1. История развития социальной педагогики за рубежом в развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.
- 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
- Этапы развития благотворительности в России
- Тема 3. Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе
- 1. Становление воспитания как общественного явления
- 2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации
- 1. Формирование социально-педагогической мысли и практика социального воспитания на Древнем Востоке
- 2. Идея и практика социального воспитания в античном мире
- 3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение
- 2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики
- 3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.)
- Тема 6. Идеи социальной педагогики в эпоху возрождения и начала нового времени
- 1. Основы социальной педагогики в эпоху Возрождения
- 2. Социально-педагогические взгляды я.А. Коменского
- Тема 7. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII-XIX вв.
- 1.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
- 2.Философские и социально-педагогические взгляды к.А. Гельвеция и д. Дидро
- 3. «Социально-педагогическая» модель воспитания ж.-ж. Руссо
- 4. Социально-педагогическая деятельность и.Г. Песталоцци
- 5. Вклад а. Дистервега в развитие социальной педагогики
- А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
- 6. Социально-педагогический проект р. Оуэна
- Тема 8. Социальная педагогика п.Наторпа
- 1. Сущность социальной педагогики п. Наторпа
- 2. Понятия «Идея» и «Воля» по п.Наторпу
- 3. Концепция социального воспитания
- Тема 9. Факторы развития социальной педагогики в россии в XVIII-XIX вв.
- 1. Особенности развития социальной педагогики в России в начале XVIII-XIX вв. Педагогические взгляды XVIII в.
- 3. Социально-педагогические взгляды к.Д. Ушинского
- 4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории
- 5. С.А. Рачинский и сельская школа
- Тема 10. Теория и практика социального воспитания в россии до и после октябрьской революции 1917 г.
- 1. Прогрессивные деятели педагогики России начала XX в. (в.П. Вахтеров, п.Ф. Каптерев)
- 2. Социально-педагогические взгляды к.Н.Вентцеля
- 3. Социально-педагогические взгляды п.Ф. Лесгафта
- 4. Деятельность в.Н. Сорока-Росинского в «Школе-коммуне им.Ф.М. Достоевского»
- 5. Исключительная школа для «исключительных» детей в.П. Кащенко
- 6. Теория и практика социального воспитания п.П. Блонского
- 7. Культурно-историческая теория л.С. Выготского
- 8. Социально-педагогическая деятельность а.В. Луначарского, н.К. Крупской
- 9. В.В. Зеньковский – один из основателей социальной педагогики в России
- 10. М.В. Крупенина, в.Н. Шульгин – видные теоретики и практики социального воспитания
- 11. Опыт социального воспитания в коллективе. Педагогика среды с.Т. Шацкого
- 12. Социально-педагогические взгляды а.С. Макаренко
- 13. Теория и практика социального воспитания после Октябрьской социалистической революции
- Тема 11. Развитие социальной педагогики за рубежом в конце XIX-XX вв.
- 1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
- 2. Становление и развитие социальной педагогики в сша
- 3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала хх вв.
- Тема 12. Теория и практика социальной педагогики хх века
- 1. Социально-педагогическая деятельность и взгляды я. Корчака
- 2. Социально-педагогическая теория и практика за рубежом во второй половине хх века
- Тема 13. Возрождение социальной педагогики в россии
- 1.Теория и практика социального воспитания в.А. Сухомлинского
- 2. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов