logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

3. Первая педагогическая работа – «о воспитании оратора» Квинтилиана – и ее социально-педагогическое значение

Квинтилиан считал, что все дети от природы способны, и все же в воспитании нужно учитывать их индивидуальные особенности. Начинать воспитание предлагал с 3-х лет, считал, что ранние детские впечатления самые яркие и глубокие. В обучении, по Квинтилиану, следует придерживаться 3-х ступеней: подражание, наставление, упражнение. Из двух систем обучения, частно-домашней и общественной, предпочтение отдавал последней. В обучении нужно помогать ученику сохранить свое «Я», стать личностью. И пусть учение для ребенка станет забавою, надо поощрять его просьбой, похвалой, соперничеством. Квинтилиан – противник наказаний для детей, особенно телесных (они только для рабов). Перед учителем стоят нелегкие задачи, и, чтобы справиться с ними, нужно быть широко образованным и высоконравственным человеком, обладать родительской любовью к детям. Квинтилиан является автором первого известного специального педагогического труда, в котором высказал социально-педагогические идеи о дидактике и методике обучения, воспитания ребенка в детском коллективе, связях школы с жизнью, о профессиональных качествах учителя и его взаимоотношениях с воспитанниками.

В целом древние государства создали бесценный опыт воспитания и образования молодежи. Школа стала одним из ведущих институтов социализации, а социальное воспитание, организованное в семье и школе, - основным компонентом процесса социализации.

Контрольные вопросы

1. Почему школу можно определить как первый государственный институт социализации?

2. Почему семья после окончания первобытного этапа продолжает оставаться основным субъектом социализации в древнейших государствах мира?

3. Какова основная идея социального воспитания в античном мире?

4. Каково было положение ребенка в античном обществе?

5. Существует ли зависимость процесса социализации от типа государственного устройства общества?

6. Какова основная цель воспитания по Квинтилиану?

Литература

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.91-93, 118-123.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.17-72.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.13-55.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.19-88.

5. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.40-70.

6. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.17-47.

7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С.10-19.

8. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.7-14.

9. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М.: Просвещение, 1981. – С.9-45.

Тема 5. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Становление христианской социальной педагогики. Характерные черты социального воспитания периода феодализма в Западной Европе.

2. Система воспитания на Средневековом Востоке. Особенности мусульманской педагогики.

3. Социальное воспитание у восточных славян в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.).

1.Становление христианской социальной педагогики. Характерные черты социального воспитания периода феодализма в Западной Европе

В Центральной, Западной и Южной Европе время с V по XVI в. – это эпоха Средневековья. Для этого периода был характерен феодальный общественный строй и безраздельное господство католицизма во всех областях жизни, которое стало возможно благодаря сильной церковной организации, обладавшей политическим и экономическим могуществом. В 313 г. христианство получает статус официальной религии в Римской империи.

Строгая корпоративность стала одной из характерных черт того периода истории. Нарушение правил поведения каралось очень строго, а переход из одних социальных групп в другие был практически невозможен. Корпоративность, строгая иерархичность общества закреплялись церковью. От человека требовалось добросовестное выполнение присущих тому или иному положению обязанностей. В западноевропейском средневековом обществе иерархия индивидуальных возможностей и способностей человека совпадала с социальной иерархией. Все, что нужно было знать индивиду, было четко сформулировано и определено родителями, родными и церковью.

Процесс воспитания в Средневековье подразумевал обязательное восприятие христианских идей и формирование на этой основе социальных навыков, принятых в данном сообществе, иначе они не могли быть признаны в нем; профессиональных навыков, которые позволят выполнять свою работу и культивировать в себе нравственные и духовные качества, которые будут вести человека к жизни вечной.

Из Отцов Церкви более других говорил о проблемах воспитания человека для мирской жизни Иоанн Златоуст. На первое место он выдвигал воспитание, которое было бы по сущности христианским, а по форме семейным. В некоторой степени это было отрицанием античного общественного воспитания. Помощь ребенку в приобщении к христианскому мировосприятию должна оказываться родителями, священником и общиной. Родители с ранних лет своими нравоучениями и личным примером добродетельной жизни способны внушить ребенку христианские чувства. Устраняясь от воспитания собственного ребенка, они совершают большой грех, ибо ответственны за него перед Богом.

Средневековье выработало модель авторитарного патриархального воспитания, опиравшегося на традицию, авторитет и волю. Важным фактором усвоения верующими предписываемых норм и образцов поведения было усиление церковного контроля над их соблюдением. Одним из проявлений этой акции можно считать ужесточение наказаний за нарушение христианских заповедей.

Педагогическая мысль средневековья опиралась на священное писание и сочинения отцов церкви, рассматривавших мир как школу Христа. Христианские мыслители преподали пример детального сугубо индивидуалистического восприятия человека с выходом на «одухотворенность ежедневного поведения». Они связали воспитание с такими важными ориентирами, как представления о цели и смысле жизни.

Католическая церковь отвергала античную образовательную традицию, с другой стороны существовала группа христианских богословов и педагогов, которые стремились спасти остатки традиций греко-римского образования:

По Августину все знание своей основой имеет Библию, в которой отразилась вечная и универсальная истина, открывающаяся верующим через слово, язык. Августин оказал определяющее влияние на средневековую педагогику, определил содержание христианского образования, допускающего усвоение некоторых достижений античного наследия под руководством духовных наставников. При определении образовательного минимума в сочинении «О христианском учении» ставил «словесные науки» и историю на первое место, как особенно важные для священного Писания. В образовательном процессе Августин придавал особое значение вере и авторитету.

Переводы Боэция на латинский язык сочинений Аристотеля, Порфирия, комментарии к ним, а также его трактаты до XII в. были основой преподавания диалектики. Боэций очертил круг философских проблем, обсуждавшихся в средневековых школах, заложил фундамент схоластики.

Основное педагогическое произведение Кассиодора «Наставление в науках божественных и человеческих». Отстаивал необходимость сохранения светских знаний в рамках христианского образования, добивался признания античного наследия. Кассиодор – создатель Вивариума (Вивария). Преподавание в школе соединяло традиции поздней античности с изучением христианства. Рукописи языческих и христианских авторов, переписанные в Вивариуме, получили распространение во всей Европе. По типу Вивариума строилась деятельность центров культуры и образования в раннем средневековье.

Исидор Севильский – считал познание одной из главных целей человеческой жизни. Особое место занимают «Этимологии, или начала» (в 20 книгах) - всеобъемлющая энциклопедия западной Европы эпохи Средневековья. Стремился обобщить все доступные в ту эпоху знания и методы его интерпретации, построить своеобразную модель культуры и образования.

Алкуин Флакк Альбин – глава Палатинской (придворной школы), созданной Карлом Великим в Ахене, основной центр образованности в конце VIII-IX вв. в Западной Европе, советник императора в делах культуры, школы и церкви. Развивал идеи распространения образования, которые нашли отражение в государственной политике Карла Великого. Призывал не презирать светские науки, обучать детей грамоте и диалектике, чтобы они могли достичь мудрости и, возмужав, в свою очередь обогащали сокровищницу знаний. Среди учеников Алкуина многие выдающиеся деятели Каролингского Возрождения.

Одной из главных целей человеческой жизни Гуго Сен-Викторский считал познание. Выделял три ступени познания: восприятие и размышление, рассуждение, созерцание. Считал просвещение условием восхождения от низших ступеней познания к высшим. Его главное сочинение «Наставления в обучении чтению», содержавшее конкретные советы учителю, оказало влияние на развитие образования в Западной Европе. Подчеркивал, что содержание наук может быть хорошо усвоено только при наличии правильных методов преподавания, учитывающих возраст, природные склонности и интерес учащихся.

Основу философских теологических представлений Фомы Аквинского составляет положение об объективной реальности бытия и возможности познания мира человеком, способного к восприятию истины с помощью чувств и абстрактного мышления. Признавал сосуществование в человеческом сознании двух типов интеллекта: «пассивного», усваивающего опыт и «активного», являющегося источником познания. В то же время Фома Аквинский считал, что конечный человеческий разум не способен познать Бога, т.е. не доступен познанию. В философской системе заслуживает внимания новый подход к обучению и воспитанию, который нашел отражение в трактате «Об учителе». Роль учителя важна в духовном становлении личности.