logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

4. Л.Н. Толстой – создатель оригинальной педагогической теории

В педагогической деятельности Льва Николаевича Толстого выделяют три периода.

Первый период педагогической деятельности (1859-62 гг.) – «трёхлетнего страстного увлечения ... педагогическим делом». Жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, помогал учителям.

В 1860-61 гг. предпринял поездку по странам Западной Европы с целью изучения состояния педагогических наук и народного образования. По возвращении из путешествия писал о своём полном неприятии увиденного. В 1862 г. издавал педагогический журнал «Ясная Поляна».

Второй период педагогической деятельности – после завершения работы над романом «Война и мир» (1869 г.). Содержанием этого периода было создание «Азбуки» (1872 г.). Создана своеобразная энциклопедия для первоначального обучения: слова, отдельные предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки – отражали жизнь русского крестьянства, использовался фольклор, а также этнографические и географические сведения. В первой половине 1870-х гг. Л.Н. Толстой возобновил работу в Яснополянской школе. Был членом училищного совета Крапивенской земской управы. В 1874 г. написал статью «О народном образовании», обобщавшую его педагогический опыт.

Третий период педагогических исканий наступил после завершения романа «Анна Каренина» (конец 1880-х гг. – 1910 г.). Связан с разработкой религиозно-нравственного учения. Педагогические идеи Л.Н. Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.

Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Впервые в истории русской педагогики Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.

Родившийся ребёнок является по мнению писателя первообразом гармонии, правды, красоты и добра. Все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие ... к достижению высшего идеала гармонии».

В религиозно-нравственном учении центральное место заняла идея духовного роста человека. Главная составляющая сущности человека – его духовное начало, изначально заложенное в нем как бы в «свернутом виде». Педагогический процесс должен оказать помощь человеку в его открытии и реализации в жизни.

Толстому принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. Свободное воспитание включает два аспекта. Первый аспект – свобода в организации школ. Он считал, что надо дать народу возможность организовать народное просвещение так, как этого хочет народ (дело народного образования должно быть в руках трудящихся). Второй аспект – свобода как педагогический принцип (об изначально заложенных в ребенке качествах личности). Идея свободного развития ребёнка Толстого предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом.