logo
kagarmanova_a_i_uch_pos_po_istorii_socialnoy_pe

1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание

«Новые школы» – это одно из направлений буржуазно-реформаторской педагогики, возникшее в конце XIX – начале XX вв. Его появление связано с рядом причин социально-экономического и общественно-политического характера:

– явное отставание традиционной школы от потребностей капиталистического производства;

– резкое обострение классовой борьбы;

– подготовка ведущих европейских стран к Первой мировой войне и др.

Комплекс этих проблем буржуазия пыталась решить через воспитание (А. Феррьер, К. Уошборн и др.). «Новые школы» были частными платными заведениями, доступными детям из состоятельных семей, и служили задачам воспитания «капитанов» промышленности и политики.

Первая «новая школа» в Европе была открыта С. Редди в 1889 г. в Абботсхолме (Англия). В большинстве своем они были частными, следовательно, платными и привилегированными. Это важно для понимания феномена «новых школ». Во-первых, они возникали как заказ определенных социальных кругов в подготовке инициативных, разносторонне развитых людей, способных в дальнейшем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни. Во-вторых, эти школы кардинально отличались от традиционных государственных своими педагогическими принципами и вряд ли могли бы сразу стать государственными.

К обязательным признакам нового типа средней школы А. Феррьер относил следующие: она должна быть интернатом и расположена за городом; число воспитанников в группах для занятий – 10-12 человек. Большое внимание, кроме изучения наук, должно уделяться искусству, гимнастике, играм и спорту, прогулкам и дальним экскурсиям, сельскохозяйственному и ремесленному труду; преподавание должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребенка и возрастные особенности его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.

Ж. Декроли в 1907 г. создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребёнка». Считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства (как частная школа).

Наряду с понятием «Новые школы» как синоним рассматривается «Новое воспитание» Это течение объединило многих педагогов, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и методов воспитания и обучения, сыграло позитивную роль в развитии педагогической теории и школьной практики в XX в. Активными деятелями Нового воспитания были А. Ферьер, Ж. Декроли, Э. Демолен, Г. Литц, Г. Винекен, Дж. Дьюи, Р. Кузине и многие другие педагоги, в т.ч. и сторонники свободного воспитания (Э. Кей, Л. Гурлитт, К.Н. Вентцель, И.Н. Горбунов-Посадов и др.). Представители Нового воспитания считали себя последователями Ж.-Ж. Руссо, выдвинувшего идею естественного воспитания, вследствие чего Нового воспитания иногда называют неоруссоизмом или неофилантропизмом.