logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

3.2. Компоненты педагогической культуры

Педагогическая культура рассматривается нами как:

а) уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности;

б) системное образование, выступающее как сущностная характеристика личности педагога в сфере профессио­нальной деятельности.

К основным системным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры пе­дагога, учителя можно отнести (по Е.В. Бондаревской):

♦ гуманистическую позицию педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

♦ психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

♦ образованность в сфере преподаваемого предмета (для учителя, преподавателя) и владение педагогическими технологиями;

♦ опыт творческой деятельности, умение обосновать соб­ственную педагогическую деятельность как систему (ди­дактическую, воспитательную, методическую), способ­ность разработать авторский образовательный проект;

♦ культуру профессионального поведения, способы са­моразвития, умение саморегуляции собственной дея­тельности, общения.

Признавая глубину и обоснованность системы компо­нентов педагогической культуры учителя, предложенной Е.В.Бондаревской, рассмотрим другую, более общую со­вокупность основных компонентов, включающих в той или иной степени перечисленные выше: аксиологический, тех­нологический, эвристический и личностный.

Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры (рис. 16).