logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

2.1.4. Цель педагогической деятельности

Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив со­знательной деятельности, характеризуемый предвосхи­щением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения. Таким образом, взаи­мосвязь цели и результата заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на понимание такого существенного явления, как обратная связь, нали­чие которой позволяет говорить об управленческой со­ставляющей деятельности педагога.

Остановимся на процедуре выработки педагогом цели своей деятельности, называемой одними учеными целеполаганием, другими — целеобразованием.

Целеобразование входит в деятельность педагога как неотъемлемая часть его профессионального труда.

Целеобразование понимается как:

♦ система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической не­обходимости достижения некоторого уровня развития личности современного человека, способного строить свою жизнь и жить в контексте современной культуры;

♦ поиск максимально точной формулировки общего иде­ального образа такого человека — это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускаю­щих принятие цели воспитания;

♦ система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием поставленной цели воспитания».

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результа­ту, который по замыслу педагога должен совпадать с це­лью. На практике этого почти никогда не случается с пер­вой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор», и величина этого «зазора» опреде­ляет стратегию дальнейшего поведения педагога. Процесс достижения цели приобретает циклический характер и про­должается до тех пор, пока различия между целью и ре­зультатом не примут приемлемую величину.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных воз­можностей, а также основных тенденций общественного развития. В ней (в цели) содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной лич­ности, а с другой — интересы и ожидания различных со­циальных и этнических групп.

А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению про­блем целей воспитания, резко выступал против таких амор­фных определений целей воспитания, как «гармоничес­кая личность», «человек-коммунист» и т.п. Цель педаго­гической деятельности он видел в разработке и индивиду­альных коррективах программы развития личности.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П.Беспалько. Он считал, что «будучи системообразующим в ПС (педагогической сис­теме — В.М.), элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на сте­пень целостности или рыхлости всей ПС... Необходимое и достаточное требование к формулированию целей фун­кционирования ПС — их диагностичность, т.е. обеспечен­ность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания».

В этой связи будущему педагогу полезно знать, что в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО, предложены четы­ре основополагающих цели образования:

научить жить вместе (осознав растущую взаимоза­висимость людей, стран, народов, необходимо осуществ­лять совместные действия по разумному и мирному реше­нию неизбежных конфликтов);

научить приобретать знания (с учетом быстрых из­менений, связанных с научным прогрессом и новыми фор­мами экономической и социальной деятельности, совре­менному человеку необходимо сочетать достаточно ши­рокие общие культурные знания с возможностью глубо­кого постижения ограниченного числа дисциплин);

научить работать (т.е. совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле — приобретать ком­петентность, дающую возможность справляться с различ­ными жизненными ситуациями);

научить жить (т.е. лучше познать самого себя для наи­лучшего использования своего личностного потенциала).

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в ст.9, п.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» трактуется как «формирование общей культуры личности, ее адаптация к жизни в обществе, помощь в осознанном выборе профессии». Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнооб­разных вариациях обстоятельств и требует от него высо­чайшего профессионализма и тонкого педагогического ма­стерства. Достижение цели осуществляется только в дея­тельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в об­щем движении к цели, как промежуточный результат це­ленаправленной деятельности (рис. 7).

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятель­ности воспитанников, создание воспитательного коллек­тива, развитие индивидуальности личности. Цель педаго­гической деятельности — явление не только историческое, но и динамическое. Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, фор­мы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, она складывается в разверну­тую программу поэтапного движения к высшей цели — раз­витию личности в гармонии с самим собой и социумом.