logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.3.2. Направленность личности педагога

В процессе профессиональной подготовки на базе цен­ностных ориентации формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выража­ется в педагогической направленности личности.

Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и — в случае осуществле­ния педагогической деятельности как профессиональной — в заинтересованности в самой педагогической профессии, склон­ности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания вклю­чает осознание норм, правил, моделей педагогического по­ведения, формирование педагогической позиции, осозна­ние и принятие неких профессиональных эталонов и соот­несение себя с ними на основе самооценки и оценки дру­гими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагоги­ческой деятельности, профессионально значимых качеств личности.

Н.В.Кузмина выделяет три основных типа направленно­сти, определяющих характер педагогической деятельности учи­теля: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами препода­ваемого предмета. Основным мотивом истинно педагоги­ческой направленности является интерес к содержанию пе­дагогической деятельности.

Высшим уровнем педагогической направленности лич­ности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.

Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.

Мы понимаем позицию педагога как систему тех интел­лектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической де­ятельности, в частности, которые являются источником его активности. С одной стороны, позиция определяется теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляют и предоставляют педагогу общество и госу­дарство. А с другой стороны, действуют внутренние, лич­ные источники активности — влечения, переживания, мо­тивы и цели педагога, его ценностные ориентации, миро­воззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляются его личность, харак­тер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных частей социальную и профессиональную позиции.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе фор­мируется мотивационно-ценностное отношение к педа­гогической профессии, целям и средствам педагогиче­ской деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее по­нимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осо­знавая, что он делает, не может объяснить, почему он посту­пает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.

Остановимся на том, что на выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, од­нако решающими среди них являются его профессиональ­ные установки, индивидуально-типологические особенно­сти личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:

♦ информатора, если он ограничивается сообщением тре­бований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть

честным);

♦ друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

♦ диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

♦ советчика, если использует осторожное уговаривание;

♦ просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения,

лести;

♦ вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) инте­ресными целями, перспективами (рис. 1).

Каждая из этих позиций, разумеется, может давать по­ложительный или отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгры­вание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, по­давление его инициативы и т.п.

Необходимо отметить, что педагогическая направлен­ность личности может проявляться по-разному. Педагог может быть ориентирован: на профессиональное самоут­верждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогиче­ской деятельности. И только направленность на достиже­ние главной цели педагогической деятельности - созда­ние условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гу­манистической. Гуманистический идеал человека — понятие, возникшее в античной Греции, а затем неоднократно воз­рождавшееся в общественном сознании на протяжении че­ловеческой истории, представление о совершенном чело­веке как всесторонне образованном и развитом, осознаю­щем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Современ­ные педагогические подходы возвращаются к этим пред­ставлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю.

В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается нами как система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы ра­венства и справедливости — нормой отношений между людь­ми. Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Это одна из ведущих нрав­ственных ценностей, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе воспитания и обучения, а у будущего педагога — в первую очередь.

Следовательно, для современного общества и школы как неотъемлемой части этого общества становится есте­ственным признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способ­ностей. Утверждение блага человека должно на деле стать критерием оценки уровня общественного развития. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое раз­витие и самосовершенствование.

Таким образом, гуманизм мы рассматриваем не как аб­солютизированное всепрощение и скорбную покорность несовершенства человека, а как активное позитивно-конст­руктивное отношение к нему, к его безусловному праву сво­бодно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Гуманизм как определенная система ценност­ных ориентации и установок получает значение общечело­веческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и об­щения, т.е. свободным и самодеятельным существом, ответ­ственным за все происходящее в мире.

Гуманистическая направленность личности предпола­гает создание благоприятных педагогических условий для каждого человека в развитии всех без исключения его лич­ностных сфер, предостерегает от односторонней направ­ленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на полноценное развитие, исходя из его реальных индивидуальных возможностей и потребностей.

Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, про­тиворечит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гу­манизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэто­му гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, взаимодей­ствие с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборно­сти, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.

Гуманистическая направленность личности педагога ориентирует все его действия на подчинение их реальным интересам обучающегося, будь то ребенок или взрослый человек. В этом смысле гуманистическая направленность деятельности педагога вполне отвечает задачам личност-но ориентированной педагогики — оказать содействие чело­веку в установлении определенного отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, а также к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, гуманистическая направленность лич­ности педагога является ведущим типом направленности, ко­торая предопределяет специфический характер профессио­нальной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи вос­питанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей — спе­цифических социальных определений объектов окружаю­щего мира, выявляющих их положительное или отрица­тельное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают про­грессивные концепции, утверждающие уважительное от­ношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демокра­тические принципы его воспитания и образования. Буду­щему учителю необходимо с самых первых шагов в овла­дении профессией активно включаться в процесс форми­рования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.