logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры

Термин «культура» (cultura) — латинского происхож­дения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В Дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении.

В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. В философии выделилось несколько точек зрения, рассматривающих культуру: как универсаль­ный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности (В. Момов, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, О.Г. Дробнйцкий); как совокупность матери­альных и духовных ценностей (В.П. Тугаринов, Ю.И. Ефи­мов, И.А.Громов, А.И.Арнольдов, Н.В.Чавчавадзе и др.); как способ осуществления деятельности (М.С.Каган, В.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, О.В. Ханова и др.); как ме­тод творческой самореализации личности в различных сфе­рах социальной и духовной жизни общества (B.C. Библер, Н.С. Злобин, А.Н. Леонтьев, И.А. Ильяева и др.); как сте­пень возвышения человека над своей естественной био­логической природой, развития в нем духовного начала (В.М. Розов, Д.С. Лихачев и др.).

Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоот­ношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от био­логических форм жизни, так и на качественное своеобра­зие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (античная культура), для различных обществ, народностей, наций (русская культура), особен­ностей сознания, поведения и деятельности людей в кон­кретных сферах жизни (культура труда, в том числе и пе­дагогического, общения, питания и т.д.).

В более узком смысле культура выступает как сфера ду­ховной жизни людей, способ осуществления ими профес­сиональной и иной деятельности.

Классиками марксизма была высказана мысль о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людьми, сколько тем, как это осуществляется. Сущность культуры и определя­ется, в первую очередь, способами осуществления жизне­деятельности.

В связи с этим можно вести речь о разновидностях куль­тур, связанных с различными сферами и направлениями человеческой деятельности: общения, мышления, управ­ления, потребления, быта, питания, движения, физичес­кого и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому луч­шему, что наработано человечеством, наукой и практи­кой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Понятие культуры жизнедея­тельности в связи со сказанным всегда имеет конкретно-исторический, относительный характер.

Культура, как известно, в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей де­ятельности как культурно-историческое существо посред­ством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения при­сущими конкретному обществу и его культуре приемами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, ее предста­вителем и носителем.

Педагогическая культура, являясь составной частью об­щей, также существует в материальной и духовной фор­мах, причем, к материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания, а пе­дагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные про­фессионально-этические нормы составляют духовные цен­ности педагогической культуры.

Разумеется, педагогическая культура и культура педа­гога — не тождественные понятия. Приступая к разговору о культуре педагога, нельзя не коснуться понятия «куль­тура личности».

Культура личности понимается нами в двух аспектах.

Во-первых, это уровень развития и реализации сущно­стных сил человека, его способностей и дарований.

Во-вторых, это совокупность компетенций:

♦ политических и социальных, связанных со способнос­тью брать на себя ответственность, участвовать в со­вместном принятии решений, регулировать конфлик­ты ненасильственнйм путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и раз­вития демократических институтов;

♦ компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное от­ношение к чужим традициям, верованиям) и т.п. Культура личности формируется в процессе воспита­ния и обучения, под влиянием социальной среды и лич­ной потребности в постоянном развитии и совершенство­вании.

Взаимосвязь общей и профессиональной культуры вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога яв­ляется частью общечеловеческой культуры, интегрирую­щей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия.

Общество определяет цели и содержание процесса вос­питания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, педагог осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и рас­пространителем (в определенном смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культур­ная целостность народа, всей цивилизации, преемствен­ность поколений во многом обусловлены ролью образова­ния как социального института и педагога как одного и: главных действующих в нем лиц.

Общая (базовая) культура педагога представляет собор совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессио­нальной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий сте­пень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития ее духовных сил и способ­ностей, уровень интенсивности их проявления в практи­ческой деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное разви­тие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм дея­тельности и поведения.

Для педагога процесс общекультурного развития обя­зательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, коррекцией через самовоспитание индивидуальной сис­темы норм поведения, приведением ее в соответствие с социально значимыми культурными образцами и норма­ми. Возвращаясь к определению культуры личности как совокупности ряда компетенций (политических, соци­альных, поликультурных и пр.), логично предположить, что в содержание общей базовой культуры специалиста в сфере образования целесообразно включить: культуру ум­ственного и физического труда; культуру самообразова­ния и саморазвития, самоорганизации; культуру быта; культуру общения и культуру досуга.

Содержание базовой культуры современного педагога можно рассматривать и в аспекте отношений личности с окружающим миром. Если понимать жизнедеятельность человека как совокупность его разнообразных отношений с внешним миром, то следует выделить такие области:

♦ экологическую культуру (характеризующую взаимоот­ношения человека с окружающей природой);

♦ технологическую культуру (характеризующую разнооб­разные трудовые отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению разных видов тру­довой деятельности);

♦ правовую культуру (характеризующую правовые отно­шения с людьми и субъектами производства, государ­ственными учреждениями);

♦ политическую культуру (отражающую особенности от­ношений с властью, партиями, объединениями и со­юзами, общественным строем и т.д.);

♦ культуру семейных отношений;

♦ коммуникативную культуру;

♦ гносеологическую и информационную культуру;

♦ экономическую культуру (отражающую специфику эко­номических взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами собственности).

Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наи­большей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы твор­ческой педагогической деятельности, необходимые для об­служивания исторического процесса смены поколений, соци­ализации личности.