4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать, что педагогом может быть далеко не каждый. Хорошие, разные специалисты для общества одинаково весомы. Но учителя, педагога в общий ряд не поставишь — от него, и только от него зависит нравственная и профессиональная состоятельность и инженера, и предпринимателя, и военного, и врача. Вот почему выбор профессии учителя — вопрос огромнейшей социальной важности, а профессиональная ориентация на педагогическую профессию является важнейшим направлением всей системы профориентацион-ной работы как в общеобразовательном, так и в профессионально-педагогическом учреждении.
Выбор педагогической профессии не может быть процессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он Должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соотносились как с его личными потребностями и интересами, так и с потребностями общества. Первоначальная работа по профессиональной ориентации будущих педагогов начинается в школе. Некоторые полагают, что, поступив в педагогический вуз, студент бесповоротно определяется со своей будущей профессией. Однако это далеко не так - выходя на практику, студент, не имеющий, что называется «божьей искры» в деле воспитания детей, сразу чувствует дискомфорт и испытывает сильнейшее желание немедленно все бросить. Хорошо, если из практической педагогики уйдет случайный человек, а если страна потеряла еще одного Макаренко или Сухомлинского? Следовательно, профессиональную ориентацию необходимо продолжать и в стенах педагогического учебного заведения, и за его пределами в ходе стажировки.
Профессиональная ориентация на педагогическую профессию — система деятельности, направленная на сознательный выбор профессии педагога и включающая в себя следующие компоненты:
♦ профессиональное просвещение (профинформацию);
♦ профессиографию;
♦ профессиональную консультацию;
♦ профессиональный отбор;
♦ профессиональную адаптацию.
Если работа над первыми четырьмя компонентами начинается еще в стенах общеобразовательного учреждения, то процесс профессиональной адаптации проходит уже непосредственно в педагогическом коллективе в первые годы работы.
Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора учительской профессии. Как правило, учащиеся здесь получают информацию о наиболее общих признаках профессии. По мере накопления данная информация приобретает для школьника побудительную направленность. Психологи рекомендуют начинать работу по профориентации уже на ранних этапах социализации личности, возможно, с четвертого — пятого класса школы по специальным программам.
Важным шагом в ознакомлении будущего педагога со своей профессией является возможность обратиться к профессиографии, представляющей собой описание профессии педагога и специальностей, входящих в нее. Профессиография включает в себя основные требования, которые предъявляются к психологическим и физическим качествам педагога, а также факторы, которые обусловливают успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности своей профессиональной деятельностью.
Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии.
Профессиональный отбор позволяет, опираясь на выявленные психофизиологические и личностные качества, определить предпочтительную для школьника профессию и специальность или выявить противопоказания к ней.
Определение пригодности к педагогической профессии обусловлено воздействием различных факторов. Ведь далеко не безразлично, что послужило основанием для выбора профессии, каким образом сформировались те мотивы, стремления, побуждения, под воздействием которых ускорялся или замедлялся рост профессиональной пригодности.
Под профессиональной адаптацией понимают процесс приспособления молодого человека к трудовой деятельности, трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность адаптации является одним из основных показателей правильного выбора профессии. По мнению ряда исследователей (Л.П. Крившенко, С.Н. Чистякова), профессиональная адаптация педагогов характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к педагогической деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией.
Подготовка к профессиональной адаптации начинается в школе, а сама профессиональная адаптация молодых педагогов успешно происходит при благоприятном отношении со стороны администрации школы, более опытных коллег, родителей, а также при наличии достаточно развитых коммуникативных и других профессионально значимых личностных качеств самого педагога.
В профориентации, помимо вышеназванных компонентов, важно иметь в виду экономический, социальный, психологический, медико-физиологический и педагогический аспекты.
Экономический аспект в современных условиях помогает заново осмыслить некоторые реалии школьной действительности. К сожалению, современный педагог вынужден довольствоваться более чем скромной зарплатой и местом в иерархии должностей (согласно их реальному престижу). Одним из результатов происшедших внутриполитических и социально-экономических перемен в нашей стране явился массовый уход из педагогической сферы мужчин и как следствие — усиление феминизации школы, что не могло не сказаться на качестве учебно-воспитательной работы.
Социальный аспект профессиональной ориентации непосредственно связан с требованиями, которые должны быть учтены при формировании общественного мнения, определяющего престиж профессии педагога. Социологические исследования вскрывают социальные причины сложившейся ориентации на педагогическую профессию, недооценки ее частью молодежи.
Психологический аспект предполагает выявление профессионально значимых личностных качеств будущего педагога, психологической стороны профессиональной пригодности и возможных путей ее формирования.
Медико-физиологический аспект определяет специфические требования к здоровью и психофизиологическим качествам будущего педагога, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
Педагогический аспект предусматривает поиск путей и средств формирования профессиональной ориентации среди учащейся молодежи.
Для достижения цели формирования педагога-гуманиста важно уже в стенах общеобразовательного учреждения создавать условия для реализации актуализируемой в подростковом и юношеском возрасте потребности самопознания, саморазвития, самореализации через воспитание и обучение других. Так, в Московской области создана региональная система допрофессионального педагогического образования, целью которой является создание условий для удовлетворения потребностей личности в получении педагогического образования в соответствии со способностями, возможностями, а также потребностями городов и районов области. Данная система включает как традиционные, так и инновационные формы работы (рис. 19).
Особое распространение в стране получили педагогические классы, которые часто организационно и содержательно связаны с педагогическими вузами. Так в настоящее время, например, МГОУ работает с муниципальными органами образования области на основе 25 типовых договоров и 45 договоров с отдельными школами. В процессе совместной работы совершенствуется система отбора в педагогические классы, повышается уровень психолого-педагогической подготовки учителей, работающих в педагогических классах, разрабатываются программы углубленного изучения профильных дисциплин, учебно-методические материалы, происходит обучение школьных учителей новым педагогическим технологиям.
Практика свидетельствует, что иногда в педагогические вузы и училища поступают те, кто избрал педагогическую профессию волей случая. Иногда даже после первого года их самостоятельной работы в школе обнаруживается их беспомощность в работе. Вот почему важно уже в студенческие годы овладеть основами педагогического мастерства.
С одной стороны, в последнее время учеными кафедры МГОУ выявлена необходимость проведения так называемой внутривузовской ориентации на педагогическую профессию с целью достаточно быстрого включения студентом педвузов в самообразовательную работу и активизации их потенциальных возможностей. Большой интерес представляет работа Г.Н. Пашкевич, исследовавшей проблемы преемственности педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях. Одним из результатов этих исследований было выявление предпосылок реализации внутривузовской педагогической профориентации, под которой понимается самостоятельный компонент общей системы профессиональной ориентации, хронологически следующий за школьным довузовским ее периодом и представляющий собой углубление профессиональной направленности студентов педагогического вуза. К основным таким предпосылкам автор отнесла: наличие у студентов довузовского педагогического опыта, мотивы выбора педагогической профессии лицами с различным педагогическим стажем, тип выбора профессии, осведомленность о труде педагога, динамику развития профессионализма.
В исследовании Г.Н. Пашкевич показано, что для организации дифференцированной профориентационной работы студентов педвуза можно классифицировать по четырем группам в соответствии с мотивами выбора профессии учителя.
Первый тип — студенты, имеющие одноплановый мотив (любовь к предмету). В работе с ними ставится задача внести коррективы в мотивационную сферу с целью удвоения мотива, т.е. сочетания любви к предмету и мотива педагогической деятельности.
Второй тип — студенты, которые поступали в педагогический вуз без четко осознанного мотива, случайно. Содержание профориентационной работы с этой категорией студентов состоит в осуществлении полного процесса профориентации с использованием всех дисциплин педагогического цикла и других средств приобщения их к будущей работе.
Третий тип — студенты, проявляющие яркие организационно-педагогические способности, потенциальные руководители образовательных учреждений. Профориентационная работа с ними должна быть направлена на формирование индивидуального стиля управленческой работы.
Четвертый тип — студенты, обладающие ярко выраженными сопутствующими педагогической работе умениями (рисовать, фотографировать, петь и т.д.). Внутривузовская профориентация с ними должна быть направлена на подготовку их к успешному развитию у школьников разнообразных способностей и специальных умений.
С другой, стороны важную роль в профориентации играет непрерывная педагогическая практика студентов в базовых воспитательных учреждениях. Именно педагогическая практика обладает большими возможностями для формирования внутренней установки на педагогическую профессию. В процессе практики интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности.
Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы. Она характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, учителями, студентами) и функций, что и деятельность учителя. Уже с младших курсов благодаря педпрактике у студентов появляется возможность проверки и оценки себя как будущего учителя, своей профессиональной подготовки и пригодности. Работа по профессиональной внутривузовской ориентации на педагогическую профессию может эффективно осуществляться по ряду направлений, важнейшие среди которых:
1) согласованное и преемственное взаимодействие школы и педагогического учебного заведения по профессиональной ориентации школьников и студентов;
2) выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по внутривузовской профориентации с учетом их типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии педагога;
3) вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора педагогической профессии.
Как мы уже отмечали выше, заключительным звеном в ориентации на педагогическую профессию является профессиональная адаптация молодого специалиста. Этот процесс у каждого протекает по-разному и в разные сроки. Часто он затрудняется объективными причинами: нездоровым морально-психологическим климатом в педагогическом коллективе, бытовой неустроенностью молодого педагога и т.д.
В то же время, как свидетельствуют данные опросов самих молодых специалистов, и других работников образования (руководителей школ, опытных учителей), решающим фактором в адаптации выпускников педагогических вузов и училищ является их профессиональная компетентность, степень развитости профессионально значимых личностных качеств.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»