logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.2.2. Условно профессиональный этап

С возникновением частной собственности обществен­ное воспитание постепенно уступает место семейному. Глав­ной целью людей, осуществлявших педагогическую дея­тельность, являлось формирование хорошего хозяина, на­следника. Богатые слои населения стали поручать воспита­ние своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей за­кономерностью рабовладельческих обществ и важной предпосылкой возникновения профессиональной педагогичес­кой деятельности.

Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопле­ния, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Овладение письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что пре­жние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком посвящать себя этой деятель­ности, специализироваться в ней. Все это привело к раз­делению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материаль­ного и духовного воспроизводства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.

Именно в этот период выделяется социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях, а получение образования стало давать гораздо большие воз­можности участвовать в государственном управлении, ре­лигиозной деятельности, заниматься наукой, искусством. Таким образом, с возникновением письменности в рабовладельческую эпоху выделяется сословно-кастовая группа людей, владеющих письмом и умеющих ему обу­чать. Обучение становится самостоятельным видом дея­тельности, но реализуется по «совместительству» с дру­гими видами профессиональной деятельности. Возник­новение школ в странах Древнего Востока (первое упо­минание о школе для детей царских сановников встре­чается в египетских источниках, датированных 2500 лет до н.э.) обусловлено повышением статуса и роли учите­ля, профессиональной деятельностью которого стало обучение и воспитание, хотя оно и осуществлялось без специальной профессионально-педагогической подготов­ки. В качестве учителей выступали, главным образом, жрецы, составлявшие привилегированную касту. В этой социальной группе знания передавались как от родите­лей к детям, так и в жреческих школах, существовавших при храмах и в больших городах.

Первоначально условно профессиональная педагогиче­ская деятельность в Древней Греции осуществлялась дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу) в школах грам­матистов и кифаристов, а идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (по-гречески — детоводитель). В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру, где в течение двух-трех лет зани­мались гимнастикой под руководством педотриба. В Спар­те педономами называли руководителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались ста­рейшинами из числа знатных аристократов. В их обязанно­сти входило наблюдение за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями воспитанников, а также наказание их за те или иные проступки.

В первой половине II в. до н.э. Рим завоевывает и под­чиняет своему влиянию ряд государств Средиземноморья. Возникают грамматические школы, в которых педагоги давали подросткам достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготавлива­ли их к политической и судебной деятельности. Преподава­тели этих школ («грамматики», или «литераты», а затем и риторы), как правило, были широко образованными людь­ми. Вышедшие главным образом из социальных низов, они принимали активное участие в общественной жизни; мно­гие из них добивались значительной известности.

Римская империя стремилась взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское гражданство. Император Веспасиан (9—79 гг. н.э.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными слу­жащими. Император Антоний Пий (86—161 гг. н.э.) уста­новил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждо­му городу в зависимости от числа его жителей, а для учите­лей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диок­летиане (243-316 гг. н.э.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определены круг их обя­занностей и суммы гонорара.

Существовавшие в античную эпоху системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологиче­скую направленность, что и определяло в целом характер Условно профессиональной педагогической деятельности.

В средние века характер условно профессиональной пе­дагогической деятельности в Западной и Центральной Европе находился в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное насле­дие античного мира. В этот период общий уровень образо­вания значительно снизился.

В монастырских школах учителями были монахи, имев­шие склонность к педагогической деятельности. Они при­обретали педагогический опыт самостоятельно и непо­средственно в процессе практической педагогической деятельности. Уроков — коллективной работы всего клас­са с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

По инициативе объединений ремесленников в городах возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Цехи, гильдии, а также городское само­управление несли расходы по постройке школьных зданий, хозяйственным нуждам, главная же часть платы учи­телям поступала от родителей учеников. Назначение учи­телей и заведующих школами производилось цехами, гиль­диями и городским самоуправлением.

В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, в которых, как правило, преподавателями выступали изве­стные ученые.

Со временем стало недоставать людей, способных выпол­нять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и к лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это ос­ложнение. В результате эффективность образования повыси­лась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обуче­ния, повысились его доступность, охват им населения.

В XVI в. создается педагогическая система иезуитов, в которой учителя ставили себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляли ее новыми сред­ствами, т.е. посредством расширения практики физиче­ского воспитания, улучшенного оснащения школ, широ­кого применения средств наглядности, относительного смягчения дисциплины, расширения содержания образо­вания. Иезуиты впервые осуществили систематическую подготовку учителей (из числа членов ордена). По оконча­нии образования в иезуитских коллегиумах наиболее на­дежные студенты допускались к преподаванию в млад­ших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателя­ми, которые нередко присутствовали на уроках. После не­скольких лет такого пробного преподавания молодые учи­теля заканчивали свою богословскую подготовку и стано­вились преподавателями в старших классах.

Таким образом, в средние века педагогами были свя­щенники, монахи, но в городских школах и университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование. Содержанием и целью ус­ловно профессиональной педагогической деятельности было формирование человека, отвечающего требованиям совре­менной ему действительности и морали в рамках опреде­ленного сословия.