1.2.2. Условно профессиональный этап
С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному. Главной целью людей, осуществлявших педагогическую деятельность, являлось формирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ и важной предпосылкой возникновения профессиональной педагогической деятельности.
Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Овладение письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком посвящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это привело к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроизводства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.
Именно в этот период выделяется социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях, а получение образования стало давать гораздо большие возможности участвовать в государственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством. Таким образом, с возникновением письменности в рабовладельческую эпоху выделяется сословно-кастовая группа людей, владеющих письмом и умеющих ему обучать. Обучение становится самостоятельным видом деятельности, но реализуется по «совместительству» с другими видами профессиональной деятельности. Возникновение школ в странах Древнего Востока (первое упоминание о школе для детей царских сановников встречается в египетских источниках, датированных 2500 лет до н.э.) обусловлено повышением статуса и роли учителя, профессиональной деятельностью которого стало обучение и воспитание, хотя оно и осуществлялось без специальной профессионально-педагогической подготовки. В качестве учителей выступали, главным образом, жрецы, составлявшие привилегированную касту. В этой социальной группе знания передавались как от родителей к детям, так и в жреческих школах, существовавших при храмах и в больших городах.
Первоначально условно профессиональная педагогическая деятельность в Древней Греции осуществлялась дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу) в школах грамматистов и кифаристов, а идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (по-гречески — детоводитель). В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру, где в течение двух-трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба. В Спарте педономами называли руководителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались старейшинами из числа знатных аристократов. В их обязанности входило наблюдение за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями воспитанников, а также наказание их за те или иные проступки.
В первой половине II в. до н.э. Рим завоевывает и подчиняет своему влиянию ряд государств Средиземноморья. Возникают грамматические школы, в которых педагоги давали подросткам достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготавливали их к политической и судебной деятельности. Преподаватели этих школ («грамматики», или «литераты», а затем и риторы), как правило, были широко образованными людьми. Вышедшие главным образом из социальных низов, они принимали активное участие в общественной жизни; многие из них добивались значительной известности.
Римская империя стремилась взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское гражданство. Император Веспасиан (9—79 гг. н.э.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными служащими. Император Антоний Пий (86—161 гг. н.э.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диоклетиане (243-316 гг. н.э.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определены круг их обязанностей и суммы гонорара.
Существовавшие в античную эпоху системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологическую направленность, что и определяло в целом характер Условно профессиональной педагогической деятельности.
В средние века характер условно профессиональной педагогической деятельности в Западной и Центральной Европе находился в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился.
В монастырских школах учителями были монахи, имевшие склонность к педагогической деятельности. Они приобретали педагогический опыт самостоятельно и непосредственно в процессе практической педагогической деятельности. Уроков — коллективной работы всего класса с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.
По инициативе объединений ремесленников в городах возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по постройке школьных зданий, хозяйственным нуждам, главная же часть платы учителям поступала от родителей учеников. Назначение учителей и заведующих школами производилось цехами, гильдиями и городским самоуправлением.
В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, в которых, как правило, преподавателями выступали известные ученые.
Со временем стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и к лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это осложнение. В результате эффективность образования повысилась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обучения, повысились его доступность, охват им населения.
В XVI в. создается педагогическая система иезуитов, в которой учителя ставили себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляли ее новыми средствами, т.е. посредством расширения практики физического воспитания, улучшенного оснащения школ, широкого применения средств наглядности, относительного смягчения дисциплины, расширения содержания образования. Иезуиты впервые осуществили систематическую подготовку учителей (из числа членов ордена). По окончании образования в иезуитских коллегиумах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.
Таким образом, в средние века педагогами были священники, монахи, но в городских школах и университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование. Содержанием и целью условно профессиональной педагогической деятельности было формирование человека, отвечающего требованиям современной ему действительности и морали в рамках определенного сословия.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»