logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

Глоссарий

Педагогическая профессия — вид трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготов­ленных в педагогических учебных заведениях людей, содержа­нием и целью которой является создание условий для станов­ления и развития личности другого человека, управление про­цессом его разностороннего развития педагогическими средства­ми в специально организованных образовательных формах.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рам­ках данной профессиональной группы, характеризующийся со­вокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и ре­шение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация — это уровень и вид про­фессионально-педагогической подготовленности, характери­зующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая направленность личности характеризу­ется наличием у субъекта педагогической деятельности ин­тереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интересом к личности самих учащихся, творческим подхо­дом к решению разнообразных педагогических задач и, в слу­чае осуществления педагогической деятельности как про­фессиональной, в заинтересованности в самой педагогиче­ской профессии, склонности ею заниматься, уровнем про­фессионального самосознания.

Позиция педагога — система тех интеллектуальных, воле­вых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагоги­ческой действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности.

Гуманистическая направленность личности педагога - ве­дущий тип направленности, который предопределяет специ­фический характер профессиональной деятельности, выра­жающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их инди­видуально-личностном развитии и становлении.

Профессионально значимые качества личности педагога — характеристики умственной и эмоционально-волевой сто­рон личности, влияющие на продуктивность профессиональ­но-педагогической деятельности педагога и определяющие ее индивидуальный стиль.

Взаимоотношения педагога и ребенка - это тип меж­личностных отношений, сущность которых состоит во вза­имном эмоциональном контакте, совместных действиях, по­веденческой связи, существующей между непосредственными участниками педагогического процесса в процессе решения задач образования, воспитания и развития.

Педагогическая деятельность — особый вид социальной дея­тельности взрослых, направленный на передачу от старших по­колений младшим накопленных человечеством культуры и опы­та, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая мотивация: 1) процесс действия мотивов педагогической деятельности;

2) совокупность стойких мотивов педагогической дея­тельности при наличии доминирующего, выражающая направ­ленность, ценностные ориентации личности учителя, воспи­тателя и определяющая его деятельность.

Цель профессиональной деятельности педагога — цель воспи­тания, т.е. формирование общей культуры личности, ее адапта­ция к жизни в обществе, помощь в осознанном выборе профессии.

Содержание педагогической деятельности учителя — про­цесс организации учебной деятельности обучающихся, направ­ленной на освоение ими предметного социокультурного опы­та как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности.

Преподавание — такой вид специальной деятельности педагога, который направлен на управление преимуществен­но познавательной деятельностью школьников.

Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и уп­равление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

Функция педагогической деятельности — обязанность, круг деятельности, назначение, роль педагога в образовательном процессе.

Стиль педагогической деятельности - устойчивая систе­ма способов, приемов деятельности и общения педагога, про­являющаяся в разных педагогических ситуациях. Он обуслов­ливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями педагога.

Педагогическая компетентность педагога — единство его теоретической и практической готовности к осуществле­нию своей профессиональной деятельности.

Педагогические умения — совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с фун­кциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учи­теля (преподавателя).

Психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза — наличие знаний методологических основ и катего­рий педагогики, закономерностей социализации и развития личности, сущности, целей и технологий воспитания и обуче­ния, законов возрастного анатомо-физиологического и пси­хического развития детей, подростков, юношества.

Профессионально-педагогическая ошибка — непреднамерен­ная неправильность конкретных процедур образования, прояв­ляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности.

Общая (базовая) культура педагога — совокупность зрело­сти и развитости социально значимых личностных характе­ристик, реализованных в профессиональной деятельности.

Педагогическая культура: 1) часть общечеловеческой куль­туры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись ду­ховные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса сме­ны поколений, социализации личности;

2) уровень овладения педагогической теорией и практи­кой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности;

3) системное образование, выступающее как сущност­ная характеристика личности в сфере профессиональной деятельности.

Система педагогического образования России: совокуп­ность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогичес­кого образования; сеть взаимодействуюших между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагоги­ческого образования; федерально-региональная система управления педагогичес­ким образованием.

Непрерывное педагогическое образование — последова­тельное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельнос­ти; реализация индивидуальных образовательных траекто­рий конкретной личностью с целью удовлетворения ее обра­зовательных потребностей.

Профессиональная ориентация на педагогическую профес­сию — система деятельности, направленная на сознатель­ный выбор профессии педагога и включающая себя следую­щие компоненты:

♦ профессиональное просвещение (профинформацию);

♦ профессиографию;

♦ профессиональную консультацию;

♦ профессиональный отбор;

♦ профессиональную адаптацию.

Государственный стандарт высшего педагогического об­разования — базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего педагогического образова­ния и создающий основу для обеспечения необходимого каче­ства обучения, сохранения единого образовательного простран­ства на всей территории России.

Профессиональное самовоспитание педагога — сознатель­ная деятельность специалиста, направленная на развитие у себя профессионально значимых качеств личности и преодо­ление негативных.

Самообразование педагога — компонент самовоспитатель­ной работы, целенаправленная, определенным образом осуществ­ляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходи­мыми для совершенствования образовательного процесса.

Квалификационная характеристика педагога — основной нормативный документ, фиксирующий требования к различ­ным категориям педагогических работников.