logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры

Личностный компонент педагогической культуры про­является в самореализации сущностных сил педагога — его потребностей, способностей, интересов, дарований в пе­дагогической деятельности. Процесс самореализации скла­дывается из ряда взаимосвязанных этапов: самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают интеллектуальный, профессионально-нрав­ственный потенциал личности педагога.

Важное место в культурологической подготовке педа­гога занимает его приобщение к современной бытовой куль­туре, основным правилам этикета и важнейшим нравствен­ным категориям; правилам поведения в гостях и дома, в общественных местах (в театре, музее, ресторане, кафе, столовой), правилам речевого поведения (различным фор­мам обращения: просьбы, приглашения, извинения, со­веты, приветствия, прощания, знакомства), правилам ве­дения беседы, диалога, диспута.

Одним из важнейших компонентов педагогической культуры является следованием правилам служебного эти­кета (этика ведения делового разговора руководителя с подчиненным, этика обращения с коллегами и руководи­телями), принципам деловых разговоров (уважение к со­беседнику, такт, точность и конкретность разговора, це­лесообразность обсуждения вопросов, конструктивный характер разговора). Будущим педагогам необходимо оз­накомиться с приемами, которые помогают сохранять ров­ность в общении: предупреждение раздражительности, нетерпимости, оскорбительного тона.

Этика проведения рабочих совещаний, оценки труда коллег, критических замечаний, принятия решений, рег­ламент как элемент этики поведения при коллективном обсуждении проблем - основа отношений в учительском коллективе. Формирование культуры деловых взаимоот­ношений для студентов педвузов необычайно важно, по­тому что они с первых недель пребывания в образователь­ном учреждении включаются в его жизнь со всеми оттен­ками внутренних взаимоотношений.

Необходимо также владеть всеми формами письмен­ного обращения к партнерам (письма-поздравления, пись­ма-напоминания, деловые предложения, официальные обращения).

Культура внешнего вида педагога оценивается по степе­ни соответствия его визуально воспринимаемого облика задачам педагогической деятельности. Продуманность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразитель­ность, подтянутость и собранность, умение двигаться, уп­равлять собственной мимикой и пантомимикой способ­ствуют успеху педагогической деятельности.

В этой связи будущего педагога необходимо:

♦ ознакомить с основными компонентами внешнего об­лика человека: осанкой, походкой, позой, жестами, одеждой, эмоциональным самочувствием;

♦ дать ему представление о моде, стиле;

♦ показать, как влияют на выбор одежды возраст, время года, погода, обстановка;

♦ раскрыть секреты ухода за одеждой и внешним ви­дом;

♦ показать, как влияют на выбор одежды антропометри­ческие особенности человека, цвет его глаз, волос.

Составная часть базовой культуры педагога — физичес­кая культура — реализуется как решение проблемы орга­низации и воспитания здорового образа жизни:

♦ овладение практическими умениями и навыками (бега, выполнения гимнастических упражнений, правильного дыхания при выполнении движения и др.);

♦ знание правил пользования баней, сауной, поведения на воде;

♦ владение приемами профилактики различных заболе­ваний;

♦ знание способов поддержания высокой работоспособ­ности;

♦ владение приемами снятия утомления (массаж, релак­сация, режим, иглоукалывание и др.);

♦ владение методами планирования семьи и предупреж­дения беременности;

♦ знание рекомендаций по рациональному питанию и оптимизации физиологических нагрузок при различ­ных состояниях организма, заболеваниях и др.

Условия становления педагогической культуры:

1) развитие научно-педагогической направленности пре­подавателя;

2) постоянное пополнение и обновление психолого-пе­дагогических знаний, формирование инновационной готовности;

3) становление педагогического стиля мышления, разви­тие педагогической рефлексии;

4) формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, развитие авторской, профессионально-творческой «Я» - концепции;

5) приобщение учителя к изучению, обобщению и рас­пространению лучшего опыта своих коллег, формиро­вание готовности к обобщению личного педагогичес­кого опыта;

6) формирование потребности в профессионально-пе­дагогическом самосовершенствовании и самообразо­вании.