1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
Проблемы и перспективы педагогической профессии закономерно связаны с проблемами образования, поскольку именно носители этой профессии обеспечивают функционирование всех компонентов системы образования, отвечая за грамотное управление процессом образования и достижение его целей.
Какими видятся нам проблемы российского образования в начале XXI в.?
Проблема эффективности образования. Понятие «эффективность» в самой общей форме обозначает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек.
Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассматривать сферу образования в экономическом отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народохозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом.
Достижение необходимых обществу определенных социальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека.
Признание исключительной значимости научно-образовательного потенциала как фактора социально-экономического развития современных обществ не должно скрывать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора.
Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм - одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Противостояние и активное взаимодействие антиподов - гуманизма и антигуманизма - пронизывает всю историю человечества. Тем не менее, гуманистические тенденции в образовании неуклонно нарастают в общественном сознании.
Гуманистические идеи могут распространяться и утверждаться в жизни общества лишь через просвещение и образование. Но и само образование и как социальный институт, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гуманизации. Одним из путей гуманизации образования является его гуманитаризация. Однако гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, поскольку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманистическим содержанием. Негуманно, к примеру, создавать ситуацию учебной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманитаризации изучать увеличивающиеся объемы учебного материала по общественным наукам.
Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа ценностных (аксиологических) ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в разработке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.
Как известно, образование является общечеловеческой ценностью. Однако образование наряду с другими общечеловеческими ценностями на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что отношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Иными словами, образование - это не только «подготовка кадров», оно важно для самого человека».
На отношение человека к образованию как к личностной ценности влияют и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной успешности на предыдущих этапах образования, отношение к образованию «значимых других». Ценность образования, ранг которой в системе ценностей молодежи несколько снизился в начале 90-х годов, вновь повышается, при этом достаточно устойчивым становится прагматический подход к образованию, прослеживается тенденция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.
Каковы же основные проблемы развития педагогической профессии в настоящий период?
1. Проблема конкурентоспособности профессии на рынке труда (потребность в профессионалах; неблагополучная демографическая ситуация; низкая оплата труда педагога; появление новых технологий, вытесняющих в определенной мере педагога из образовательного процесса посредством замены его менеджером образования, способным обучить большее количество людей в одиночку, используя дистанционное обучение; снижение престижности знаний; необходимость совмещения одним педагогом нескольких функционалов и специальностей).
2. Проблема готовности педагога к работе в единой информационной среде. Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий.
3. Проблема феминизации педагогической профессии. В 1975 г. доля мужчин среди учителей составляла 21%, в 1995 г. она составила уже 15%, в настоящее время — 14,5%.
По данным Минобразования России, в 2000/2001 учебном году при общей численности учителей общеобразовательных учреждений 1,52 млн. человек, численность женщин составила 1,3 млн. (85,5 %), причем в городских школах феминизация достигает 89,5%, в сельских — 80,7%.
Как показывают социологические исследования, женщины-педагоги, отдавая в 2-3 раза больше, чем мужчины, времени домашнему труду, имеют значительно меньше возможностей участвовать в общественной жизни, работать над повышением своего профессионального и общекультурного уровня, что нередко сказывается на уровне учебно-воспитательной деятельности. Кроме того, для правильного воспитания школьников, особенно мальчиков, в школах необходимо обеспечить достаточно сильное влияние педагогов-мужчин.
4. Недостаточная подготовка учителей по проблемам:
♦ обеспечения здоровья детей;
♦ воспитания учащихся в современных условиях,
♦ помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
♦ оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников;
♦ обеспечения прав детей;
♦ реализации здоровьесберегающих технологий;
♦ внедрения современных средств контроля и оценивания результатов обучения;
♦ обеспечения взаимодействия с родителями учащихся;
♦ выработки нового стиля взаимоотношений между учителем и учащимися в связи с утверждением гуманистических ценностей и мышления;
♦ оказания помощи ученику в его саморазвитии;
♦ организации внеурочной воспитательной работы в школе и дополнительного образования школьников.
5. Проблема качественной подготовки учителей для сельской малокомплектной школы.
6. Проблема старения педагогического корпуса, слабое закрепление выпускников педвузов в школе. По данным Минобразования России, за 2000/2001 учебный год в общеобразовательных учреждениях работало 159,2 тыс. пенсионеров, что составило 10,5% от общего числа учителей, причем в городских школах этот показатель достиг 12,6%.
7. Запаздывание модернизации педагогического образования относительно реформирования системы общего образования.
Основные проблемы, с которыми непосредственно сталкиваются педагоги в своей профессиональной деятельности:
♦ постоянно усложняющиеся требования к повышению качества образования сталкиваются с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагога;
♦ педагог должен решать противоположные задачи: с одной стороны, выполнять требования государственных образовательных стандартов в повседневной и где-то рутинной работе, а с другой стороны — быть творческой личностью, так как ему приходится ежедневно сталкиваться с нестандартными педагогическими задачами, требующими от него творческого, подчас исследовательского подхода;
♦ для качественного решения все усложняющихся проблем воспитания педагог должен обладать более высоким уровнем интеллигентности в условиях расширяющейся информационной свободы необходимо возрастает роль духовно-нравственного потенциала его личности;
♦ педагог поставлен перед необходимостью неустанно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей профессиональной деятельности, к своим индивидуальным особенностям и способностям, однако постоянный дефицит времени, сил и средств делает эту задачу для многих педагогов проблематичной;
♦ педагог решает ряд новых, и сложных профессионально-педагогических задач, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков из таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, социология, культурология, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что требует от него значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.
Очевидно, что разрешение указанных проблем предъявляет к личности современного педагога требования по формированию таких качеств, как: профессиональная компетентность, духовность, интеллигентность, конкурентоспособность.
Рассмотрение перспектив развития педагогической профессии целесообразно осуществлять в единстве и взаимосвязи, по крайней мере, трех аспектов:
1) потребность в педагогической профессии (социальная потребность, государственная и личностно-индивидуальная);
2) содержательное наполнение педагогической профессии;
3) конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда.
1. Потребность в педагогической профессии. Кому нужна эта профессия, и в какой мере? От ответа на этот вопрос зависит, насколько массовой она будет в ближайшие 100 лет и каков будет ее социальный статус.
Анализ мировых и отечественных тенденций развития образования позволяет прогнозировать высокую востребованность педагогической профессии. Эта профессия по-прежнему останется массовой, пользующейся уважением в обществе и у молодежи. Ее социальный статус наконец-то будет повышаться. Учительство, к примеру, как наиболее распространенная профессиональная группа, все более активно заявляет о себе на общественно-политической арене: учителя принимают участие в делах общины, в борьбе за мир и экологическое выживание, в борьбе с такими социальными пороками, как наркомания и насилие над детьми. Они не могут эффективно работать без интеграции своих усилий с семьей и общественностью, а повышение педагогической культуры родителей и представителей общественности — непременное условие результативной работы современного учителя.
Развитие всех педагогических профессий ориентировано на:
♦ повседневную связь с представителями всех общественных и властных структур, социальных институтов, средств массовой информации с целью координации деятельности и формирования положительного представления о профессии педагога и современной системе образования вообще; профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, так как восприятие профессии педагога среди потенциальных студентов педагогических высших и средних специальных учебных заведений, опирающееся лишь на воспоминания о собственном учении в школе, чаще всего бывает довольно случайным и примитивным; в такой ситуации именно педагог-профессионал способен провести квалифицированную агитацию не только с опорой на идеальную модель педагога, но и на собственную практическую деятельность;
♦ поиск более тесных и действенных связей между педагогами и родителями, обновление практики взаимоотношений между семьей и школой; для этого на уровне класса и школы создаются родительские комитеты (советы), а для повышения педагогической культуры родителей во многих странах имеются различные формы занятий с ними (родительские университеты, академии, клубы), в помощь родителям издаются журналы («Семья и школа» — в России и Чехии, «Родители» — в Австралии, Великобритании и США и др.), проводятся серии теле- и радиопередач по актуальным вопросам воспитания детей;
♦ вовлечение педагогов в управление образовательным учреждением: как профессионал он должен быть включен в процесс принятия решений о деятельности образовательного учреждения в целом; для этого в школах многих стран мира существуют педагогические советы, творческие объединения и группы, которые вносят предложения и берут на себя ответственность в решении всех важных вопросов деятельности образовательного учреждения. Обществу педагог нужен для воспроизводства социальной системы как транслятор цивилизационного опыта и духовных ценностей предшествующих поколений, как гарант стабильности общественного развития. Об этом достаточно подробно говорилось выше.
Государство будет заинтересовано в дальнейшей поддержке и развитии педагогической профессии, поскольку речь идет о политической и социально-экономической его стабильности, о его, в конце концов, безопасности во всех аспектах (технологической, военной, информационной и культурной). Следовательно, допустимо будет предположить, что эта поддержка будет проявляться в обеспечении приоритетности сферы образования по сравнению с другими сферами народного хозяйства. В частности, будет развиваться экономическое стимулирование труда педагогов, расширение социальных льгот для этой категории граждан, совершенствование системы подготовки и. переподготовки профессиональных педагогов, совершенствование нормативно-правовой основы их деятельности.
Развивающейся личности на всех жизненных этапах профессиональные педагоги нужны для реализации разнообразных образовательных потребностей как профессионалы сферы образовательных услуг.
В связи с этим будет увеличиваться дифференциация педагогического труда, происходить рост педагогических специальностей и специализаций.
Внутрипрофессиональная дифференциация обусловлена развитием все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности связан, прежде всего, с существенным усложнением характера образования, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса. Еще одним обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Вместе с тем «в условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуются, тем не менее, общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач.
Кроме того, можно прогнозировать, что наряду с учительской профессией как основной педагогической профессией на современном этапе развития образования, будут все более нарастающими темпами развиваться и востребоваться педагогические профессии, обеспечивающие потребности населения в дополнительном образовании. Об этом говорит тот факт, что увеличивается разнообразие образовательных программ, все более ориентированных на удовлетворение многообразных образовательных запросов детей с учетом этноконфессиональных, социокультурных и особых нужд ребенка. Существует даже точка зрения, что дополнительное образование должно стать более важным и массовым, чем общее образование.
2. Содержательное наполнение педагогической профессии. Имеется в виду, какой по своей сути будет эта профессия и, прежде всего, каким будет субъект данной профессии. Какие требования будут актуальны для педагога будущего со стороны личности, общества и государства? Этот аспект развития профессии педагога связан с мировыми и отечественными тенденциями развития образования, которые находят свое выражение в системе профессиональной подготовки педагогических кадров.
Очевидным является тот факт, что и в современном мире едва ли найдется много профессий, подобных учительской, к которым общество предъявляло бы столь противоречивые и обширные требования:
♦ он (учитель) должен быть справедлив, но гуманен и снисходителен, строго и последовательно проводить свою линию, но учитывать при этом интересы каждого ребенка и поощрять таланты;
♦ учитель должен добиваться выполнения учебного плана всеми учащимися и при этом учитывать индивидуальный темп учения «проблемных» детей, т.е. отстающих в учении и особенно одаренных. Короче говоря, в такой ситуации учителю, по меткому определению Валентина Герцога (ФРГ), предстоит «провести туристическую группу, состоящую из классных спортсменов и инвалидов, через непроходимую местность в туманную погоду в северо-южном направлении, причем так, чтобы все они в добром здравии, в хорошем расположении духа и прекрасном настроении одновременно бы достигли трех различных целей своего путешествия». Все профессии располагают конкретным перечнем выраженных на профессиональном языке понятий и умений, в которых достаточно компетентно разбираются лишь представители именно данных профессий. Едва ли найдется много представителей общества, напрямую не связанных с данной конкретной профессией, которые берутся судить и проявлять себя каким-то практическим образом в таких профессиях, как электромонтер или каменщик, хирург или микробиолог, инженер или экономист. Но в мире есть две профессии — врач-терапевт и педагог, — в сферу профессиональных компетенций которых не стесняются вмешиваться представители всех остальных профессий. Правда, после неудачных попыток вмешательства в медицинскую сферу, результаты которых сказываются достаточно скоро, у многих надолго пропадает такая охота; в сферу же деятельности педагога считают себя вправе вмешиваться все. Такая тривиализация, осуществляемая на пошлом бытовом уровне по отношению к профессии «педагог», вызвана, с одной стороны, тем, что население сплошь состоит из одних «педагогов», к коим якобы относятся отцы и матери, дедушки и бабушки, все бывшие учащиеся, руководители предприятий и учреждений различных типов и уровней, которые в совокупности сплошь и рядом пополняют армию «любителей от педагогики». С другой стороны, профессионалы (учителя и воспитатели) сами далеко не всегда дают понять обществу и отдельным гражданам, сколь специфична и особенна их профессия с точки зрения современной науки и практики, и сколь значимо для профессии наличие специальной подготовки. В этом есть определенный просчет системы профессиональной педагогической подготовки, которая должна прежде всего будущему педагогу:
♦ показать связь и взаимозависимость в профессии и обществе, из-за возросшей комплексности и противоречивости ожиданий общества от профессии учителя и наметившихся в связи с этим тенденций к непрерывному реформированию образовательно-воспитательной сферы педагоги часто теряют даже ближайшие ориентиры; в такой ситуации важно определить для себя приоритеты профессиональной деятельности и взаимосвязь между целями, ценностями, образовательными структурами, методами и педагогическими стратегиями, материальными и учебными ресурсами, управлением и руководством в процессе обучения и воспитания;
♦ дать толчок к положительным переменам: представления об идеалах могут и должны мотивировать педагога на инновационную деятельность, которая осуществляется в совместных с коллегами проектах, экспериментах;
♦ помочь развить в себе вкус к коллективной и коллегиальной деятельности: педагоги часто ощущают себя борцами-одиночками со всеми своими положительными и отрицательными сторонами; к отрицательной стороне, без сомнения, можно отнести чувство изоляции, которое приводит педагогов (особенно воспитателей детских садов и учителей начальной школы) к такому самовосприятию (кстати, подстегиваемому обществом и средствами массовой информации), что это люди «не от мира сего», этакие «общественные экзоты», «синие чулки»; некоторой компенсацией педагогам в их противостоянии такому общественному мнению, бытующему на вульгарно-бытовом уровне, могут быть коллегиальное сотрудничество и профессиональное объединение;
♦ помочь развить в себе стремление к профессиональной свободе: под этим мы подразумеваем право каждого педагога на ограничение его от непрофессионального бюрократического вмешательства и регламентации, право самому определять (исходя из конкретной учебно-воспитательной ситуации) способы организации, отбор содержания, методы и приемы обучения и воспитания. Анализ тенденций развития европейской и мировой школы позволяет нам выделить четко выраженный период переноса акцента в отношениях между педагогом и воспитанником с субъект-объектных («педагог - коллектив воспитанников (учащихся)» на субъект-субъектные («педагог - воспитанник (ученик)», и даже на отношения в системе «один учитель — один ученик» (выполнение учителем как в очной, так и в заочной форме индивидуализированного образовательного заказа, например, репетиторство, домашнее образование, гувернерство, образовательный консалтинг, написание письменных работ, тьюторство и пр.) т.е. на диалоговые отношения, что предполагает полную реализацию своего потенциала каждым воспитанником (обучающимся) при непосредственном интеллектуально духовном взаимодействии с педагогом, направляющим этот процесс в наиболее благоприятное русло. Не дети сегодня должны приспосабливаться к условиям и установленным правилам школы, а школа и ее работники должны максимально учитывать интересы детей - только в таком случае школа станет вторым домом для детей — Домом радостного постижения разумного, доброго и вечного.
Существует значительная категория граждан, которая вынуждена или желает получать образование (как основное, так и дополнительное) автономно, изолированно, не посещая образовательное учреждение. В ответ на этот запрос возникают новые образовательные технологии (например, дистанционное обучение) которые существенно расширяют и изменяют образ педагогической профессии.
Обобщая сказанное выше, можно с уверенностью прогнозировать, что особенно востребованными сегодня и в будущем становятся такие качества педагога, как: умение работать в команде, быть консультантом и экспертом, иметь организаторские способности и уметь налаживать международные связи, быть способным и готовым к кооперативным действиям со всеми педагогическими работниками школы, родителями, общественными организациями, владеть всеми современными педагогическими технологиями и методами (открытое обучение, недельное планирование, социальное и проектное обучение, развивающее обучение и т.д.). В своей новой роли педагог все в большей степени берет на себя функции консультанта, эксперта, супервизора по отношению не только к детям, но и к родителям и лицам из ближайшего окружения школы, нуждающимся в такой помощи педагога-профессионала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменившиеся социально-политические условия, более разнообразные формы жизни в обществе, изменение структуры современной семьи и различные представления о воспитании, совместная жизнь в школе и обществе с представителями различных культур (как результат интеграционных процессов), растущее осознание проблем экологии и влияния средств массовой информации не только ставят новые задачи перед системой образования, но и меняют облик педагога и его роль в профессиональной сфере и обществе. Требования к профессиональной подготовке педагога особенно возросли в последние годы в связи с усилением его социальной роли как специалиста, несущего наряду с другими административными и общественно-политическими институтами свою долю ответственности за подготовку высококультурных, гуманных людей, способных эффективно претворять в жизнь социальные и свои личные интересы в их взаимосвязи. Именно в такие периоды истории развития человечества, связанные с ускорением темпов научно-технического прогресса, ростом социально-политической активности населения, как никогда ранее возрастает роль учителя в обществе, а значит, и роль педагогического образования, по-новому готовящего этого специалиста.
3.Конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда. Это определяет, прежде всего, ее место среди других профессий, экономическую и социальную привлекательность ее для самого педагога и для его социального окружения. Это позволяет педагогу взглянуть на свою профессию сквозь призму социально-политического восприятия ее обществом (и в этом смысле диапазон такого восприятия в мире в зависимости от экономической и общекультурной ситуации страны достаточно велик: от обеспеченности на уровне прожиточного минимума, как, например, сегодня в России и во многих развивающихся странах, до материального уровня, превышающего зарплату государственных чиновников, как, например, во Франции, ФРГ и др.).
В тесной зависимости от материального положения находится в обществе и социально-правовой статус педагога.
Для того чтобы конкурировать на рынке труда с другими профессиями, педагогическим профессиям необходимо обладать экономической и социальной привлекательностью. Социальная привлекательность профессии педагога будет увеличиваться за счет развития новых педагогических технологий, увеличения творческой составляющей педагогической деятельности, информатизации и компьютеризации образования.
Экономическая привлекательность педагогических профессий будет возрастать и за счет материально-экономического стимулирования выбора данной профессии со стороны государства, и за счет расширения потребности в образовательных услугах у населения, способного быть фактическим работодателем, за счет учета фактора конкурентоспособности при организации профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, которые все чаще осваивают помимо основной «смежные» педагогические специальности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите и охарактеризуйте этапы становления педагогической профессии.
2. Дайте определение педагогической специальности. В чем отличия педагогической специальности и педагогической профессии?
3. Раскройте содержание типов педагогических специальностей и должностей.
4. Объясните, почему негативные качества личности педагога отнесены к профессионально значимым наряду с позитивными.
5. Охарактеризуйте возможные стили во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика).
6. Раскройте содержание принципа учета детской активности во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика).
7. Дайте характеристику прав и свобод ребенка, зафиксированных Конвенцией ООН «О правах ребенка».
8. Раскройте основные положения правового регулирования в области образования.
9. Перечислите образовательные права, которыми обладают обучающиеся, воспитанники.
10. Раскройте содержание прав, обязанностей и ответственности работников образовательных учреждений.
11. Какими нормативными документами должен руководствоваться педагог в своей профессиональной деятельности?
12. Раскройте взаимосвязь проблем и перспектив развития педагогической профессии в современной России.
Литература для самостоятельного изучения
Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. Учебное пособие. - М., 2000.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. - М.,1999.
Закон Российской Федерации «Об образовании». — Изд. 6-е. — М., 2003.
Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании». Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. - М., 1998. Конституция Российской Федерации. — М., 2000.
Немов Р.С. Психология образования. - М., 1994.
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000.
Общая педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М., 2002.
Пешкова Н.С. Права учителя: конкретные вопросы - конкретные ответы: справочное пособие. - СПб., 2000.
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.,1999.
Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. - М., 1987.
Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М., 1998. - С. 42-43.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»