logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии

Проблемы и перспективы педагогической профессии закономерно связаны с проблемами образования, посколь­ку именно носители этой профессии обеспечивают функ­ционирование всех компонентов системы образования, отвечая за грамотное управление процессом образования и достижение его целей.

Какими видятся нам проблемы российского образова­ния в начале XXI в.?

Проблема эффективности образования. Понятие «эффек­тивность» в самой общей форме обозначает степень при­ближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных по­следствий или издержек.

Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тен­денция рассматривать сферу образования в экономиче­ском отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффек­тивность. С этим подходом связан так называемый прин­цип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народохозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть эко­номически выгодным, высокорентабельным делом.

Достижение необходимых обществу определенных со­циальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни лю­дей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образова­тельного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека.

Признание исключительной значимости научно-обра­зовательного потенциала как фактора социально-эконо­мического развития современных обществ не должно скры­вать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора.

Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизм - одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей цен­ности. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность антигуманизм, озна­чающий отношение одного человека к другому как к сред­ству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Противостояние и активное взаи­модействие антиподов - гуманизма и антигуманизма - пронизывает всю историю человечества. Тем не менее, гума­нистические тенденции в образовании неуклонно нарас­тают в общественном сознании.

Гуманистические идеи могут распространяться и утвер­ждаться в жизни общества лишь через просвещение и об­разование. Но и само образование и как социальный ин­ститут, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гуманизации. Одним из путей гуманизации образования является его гуманитаризация. Однако гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, посколь­ку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманистическим содержанием. Негуманно, к приме­ру, создавать ситуацию учебной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманита­ризации изучать увеличивающиеся объемы учебного ма­териала по общественным наукам.

Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности. Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образо­вания. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом све­дений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятель­ности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведо­мо не будут востребованы в непосредственной практичес­кой деятельности. Оба типа ценностных (аксиологичес­ких) ориентации неадекватно соотносят реальные возмож­ности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недо­статков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в раз­работке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и со­циального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обла­дать умениями оценивать собственные возможности и спо­собности, брать на себя ответственность за свои убежде­ния и поступки.

Как известно, образование является общечеловеческой цен­ностью. Однако образование наряду с другими общечело­веческими ценностями на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что от­ношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в Рос­сии тоже, сейчас все более признается личностная цен­ность образования. Иными словами, образование - это не только «подготовка кадров», оно важно для самого чело­века».

На отношение человека к образованию как к личност­ной ценности влияют и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной ус­пешности на предыдущих этапах образования, отноше­ние к образованию «значимых других». Ценность образо­вания, ранг которой в системе ценностей молодежи не­сколько снизился в начале 90-х годов, вновь повышается, при этом достаточно устойчивым становится прагмати­ческий подход к образованию, прослеживается тенден­ция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.

Каковы же основные проблемы развития педагогической профессии в настоящий период?

1. Проблема конкурентоспособности профессии на рынке труда (потребность в профессионалах; неблагополучная демографическая ситуация; низкая оплата труда педагога; появление новых технологий, вытесняющих в определен­ной мере педагога из образовательного процесса посред­ством замены его менеджером образования, способным обучить большее количество людей в одиночку, исполь­зуя дистанционное обучение; снижение престижности зна­ний; необходимость совмещения одним педагогом несколь­ких функционалов и специальностей).

2. Проблема готовности педагога к работе в единой ин­формационной среде. Подготовка и переход на преподава­ние с использованием информационных технологий.

3. Проблема феминизации педагогической профессии. В 1975 г. доля мужчин среди учителей составляла 21%, в 1995 г. она составила уже 15%, в настоящее время — 14,5%.

По данным Минобразования России, в 2000/2001 учеб­ном году при общей численности учителей общеобразова­тельных учреждений 1,52 млн. человек, численность жен­щин составила 1,3 млн. (85,5 %), причем в городских шко­лах феминизация достигает 89,5%, в сельских — 80,7%.

Как показывают социологические исследования, жен­щины-педагоги, отдавая в 2-3 раза больше, чем мужчи­ны, времени домашнему труду, имеют значительно мень­ше возможностей участвовать в общественной жизни, ра­ботать над повышением своего профессионального и об­щекультурного уровня, что нередко сказывается на уровне учебно-воспитательной деятельности. Кроме того, для пра­вильного воспитания школьников, особенно мальчиков, в школах необходимо обеспечить достаточно сильное вли­яние педагогов-мужчин.

4. Недостаточная подготовка учителей по проблемам:

♦ обеспечения здоровья детей;

♦ воспитания учащихся в современных условиях,

♦ помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных си­туациях;

♦ оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников;

♦ обеспечения прав детей;

♦ реализации здоровьесберегающих технологий;

♦ внедрения современных средств контроля и оценива­ния результатов обучения;

♦ обеспечения взаимодействия с родителями учащихся;

♦ выработки нового стиля взаимоотношений между учи­телем и учащимися в связи с утверждением гуманисти­ческих ценностей и мышления;

♦ оказания помощи ученику в его саморазвитии;

♦ организации внеурочной воспитательной работы в шко­ле и дополнительного образования школьников.

5. Проблема качественной подготовки учителей для сель­ской малокомплектной школы.

6. Проблема старения педагогического корпуса, слабое закрепление выпускников педвузов в школе. По данным Ми­нобразования России, за 2000/2001 учебный год в общеобразовательных учреждениях работало 159,2 тыс. пенсио­неров, что составило 10,5% от общего числа учителей, причем в городских школах этот показатель достиг 12,6%.

7. Запаздывание модернизации педагогического образования относительно реформирования системы общего образования.

Основные проблемы, с которыми непосредственно стал­киваются педагоги в своей профессиональной деятельности:

♦ постоянно усложняющиеся требования к повышению качества образования сталкиваются с недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагога;

♦ педагог должен решать противоположные задачи: с од­ной стороны, выполнять требования государственных образовательных стандартов в повседневной и где-то рутинной работе, а с другой стороны — быть творчес­кой личностью, так как ему приходится ежедневно стал­киваться с нестандартными педагогическими задача­ми, требующими от него творческого, подчас иссле­довательского подхода;

♦ для качественного решения все усложняющихся проблем воспитания педагог должен обладать более высоким уров­нем интеллигентности в условиях расширяющейся ин­формационной свободы необходимо возрастает роль духовно-нравственного потенциала его личности;

♦ педагог поставлен перед необходимостью неустанно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей профессиональной деятельности, к своим инди­видуальным особенностям и способностям, однако по­стоянный дефицит времени, сил и средств делает эту задачу для многих педагогов проблематичной;

♦ педагог решает ряд новых, и сложных профессиональ­но-педагогических задач, требующих интеграции зна­ний, практических умений и навыков из таких смеж­ных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, социология, культурология, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что требует от него зна­чительных усилий и способностей к непрерывному об­разованию.

Очевидно, что разрешение указанных проблем предъяв­ляет к личности современного педагога требования по формированию таких качеств, как: профессиональная компе­тентность, духовность, интеллигентность, конкурентоспо­собность.

Рассмотрение перспектив развития педагогической про­фессии целесообразно осуществлять в единстве и взаимо­связи, по крайней мере, трех аспектов:

1) потребность в педагогической профессии (социальная потребность, государственная и личностно-индивидуальная);

2) содержательное наполнение педагогической профессии;

3) конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда.

1. Потребность в педагогической профессии. Кому нуж­на эта профессия, и в какой мере? От ответа на этот воп­рос зависит, насколько массовой она будет в ближайшие 100 лет и каков будет ее социальный статус.

Анализ мировых и отечественных тенденций развития образования позволяет прогнозировать высокую востре­бованность педагогической профессии. Эта профессия по-прежнему останется массовой, пользующейся уважением в обществе и у молодежи. Ее социальный статус наконец-то будет повышаться. Учительство, к примеру, как наибо­лее распространенная профессиональная группа, все бо­лее активно заявляет о себе на общественно-политиче­ской арене: учителя принимают участие в делах общины, в борьбе за мир и экологическое выживание, в борьбе с такими социальными пороками, как наркомания и наси­лие над детьми. Они не могут эффективно работать без интеграции своих усилий с семьей и общественностью, а повышение педагогической культуры родителей и пред­ставителей общественности — непременное условие резуль­тативной работы современного учителя.

Развитие всех педагогических профессий ориентирова­но на:

♦ повседневную связь с представителями всех общественных и властных структур, социальных институтов, средств мас­совой информации с целью координации деятельности и формирования положительного представления о профес­сии педагога и современной системе образования вообще; профессиональную ориентацию и профессиональный от­бор, так как восприятие профессии педагога среди потенциальных студентов педагогических высших и сред­них специальных учебных заведений, опирающееся лишь на воспоминания о собственном учении в школе, чаще всего бывает довольно случайным и примитивным; в такой ситуации именно педагог-профессионал спосо­бен провести квалифицированную агитацию не только с опорой на идеальную модель педагога, но и на соб­ственную практическую деятельность;

♦ поиск более тесных и действенных связей между педа­гогами и родителями, обновление практики взаимоот­ношений между семьей и школой; для этого на уровне класса и школы создаются родительские комитеты (со­веты), а для повышения педагогической культуры ро­дителей во многих странах имеются различные формы занятий с ними (родительские университеты, академии, клубы), в помощь родителям издаются журналы («Се­мья и школа» — в России и Чехии, «Родители» — в Австралии, Великобритании и США и др.), проводятся серии теле- и радиопередач по актуальным вопросам воспитания детей;

♦ вовлечение педагогов в управление образовательным учреж­дением: как профессионал он должен быть включен в процесс принятия решений о деятельности образователь­ного учреждения в целом; для этого в школах многих стран мира существуют педагогические советы, творческие объединения и группы, которые вносят предложения и берут на себя ответственность в решении всех важных вопросов деятельности образовательного учреждения. Обществу педагог нужен для воспроизводства социаль­ной системы как транслятор цивилизационного опыта и духовных ценностей предшествующих поколений, как га­рант стабильности общественного развития. Об этом дос­таточно подробно говорилось выше.

Государство будет заинтересовано в дальнейшей под­держке и развитии педагогической профессии, посколь­ку речь идет о политической и социально-экономичес­кой его стабильности, о его, в конце концов, безопасно­сти во всех аспектах (технологической, военной, инфор­мационной и культурной). Следовательно, допустимо будет предположить, что эта поддержка будет проявляться в обеспечении приоритетности сферы образования по сравнению с другими сферами народного хозяйства. В частности, будет развиваться экономическое стимулиро­вание труда педагогов, расширение социальных льгот для этой категории граждан, совершенствование системы под­готовки и. переподготовки профессиональных педагогов, совершенствование нормативно-правовой основы их де­ятельности.

Развивающейся личности на всех жизненных этапах профессиональные педагоги нужны для реализации раз­нообразных образовательных потребностей как профес­сионалы сферы образовательных услуг.

В связи с этим будет увеличиваться дифференциация педагогического труда, происходить рост педагогических специальностей и специализаций.

Внутрипрофессиональная дифференциация обусловле­на развитием все более совершенных и эффективных обо­собленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической де­ятельности связан, прежде всего, с существенным услож­нением характера образования, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социально­го прогресса. Еще одним обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, являет­ся увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Вместе с тем «в условиях все более явно про­являющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характери­зуются, тем не менее, общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач.

Кроме того, можно прогнозировать, что наряду с учи­тельской профессией как основной педагогической про­фессией на современном этапе развития образования, бу­дут все более нарастающими темпами развиваться и востребоваться педагогические профессии, обеспечивающие потребности населения в дополнительном образовании. Об этом говорит тот факт, что увеличивается разнообразие образовательных программ, все более ориентированных на удовлетворение многообразных образовательных зап­росов детей с учетом этноконфессиональных, социокуль­турных и особых нужд ребенка. Существует даже точка зре­ния, что дополнительное образование должно стать более важным и массовым, чем общее образование.

2. Содержательное наполнение педагогической профессии. Имеется в виду, какой по своей сути будет эта профессия и, прежде всего, каким будет субъект данной профессии. Какие требования будут актуальны для педагога будущего со стороны личности, общества и государства? Этот ас­пект развития профессии педагога связан с мировыми и отечественными тенденциями развития образования, ко­торые находят свое выражение в системе профессиональ­ной подготовки педагогических кадров.

Очевидным является тот факт, что и в современном мире едва ли найдется много профессий, подобных учи­тельской, к которым общество предъявляло бы столь про­тиворечивые и обширные требования:

♦ он (учитель) должен быть справедлив, но гуманен и снисходителен, строго и последовательно проводить свою линию, но учитывать при этом интересы каждого ребенка и поощрять таланты;

♦ учитель должен добиваться выполнения учебного пла­на всеми учащимися и при этом учитывать индивиду­альный темп учения «проблемных» детей, т.е. отстаю­щих в учении и особенно одаренных. Короче говоря, в такой ситуации учителю, по меткому определению Ва­лентина Герцога (ФРГ), предстоит «провести туристи­ческую группу, состоящую из классных спортсменов и инвалидов, через непроходимую местность в туманную погоду в северо-южном направлении, причем так, что­бы все они в добром здравии, в хорошем расположе­нии духа и прекрасном настроении одновременно бы достигли трех различных целей своего путешествия». Все профессии располагают конкретным перечнем выраженных на профессиональном языке понятий и уме­ний, в которых достаточно компетентно разбираются лишь представители именно данных профессий. Едва ли най­дется много представителей общества, напрямую не свя­занных с данной конкретной профессией, которые берутся судить и проявлять себя каким-то практическим об­разом в таких профессиях, как электромонтер или камен­щик, хирург или микробиолог, инженер или экономист. Но в мире есть две профессии — врач-терапевт и педагог, — в сферу профессиональных компетенций которых не стес­няются вмешиваться представители всех остальных про­фессий. Правда, после неудачных попыток вмешательства в медицинскую сферу, результаты которых сказываются достаточно скоро, у многих надолго пропадает такая охо­та; в сферу же деятельности педагога считают себя вправе вмешиваться все. Такая тривиализация, осуществляемая на пошлом бытовом уровне по отношению к профессии «педагог», вызвана, с одной стороны, тем, что население сплошь состоит из одних «педагогов», к коим якобы отно­сятся отцы и матери, дедушки и бабушки, все бывшие уча­щиеся, руководители предприятий и учреждений различ­ных типов и уровней, которые в совокупности сплошь и рядом пополняют армию «любителей от педагогики». С другой стороны, профессионалы (учителя и воспитате­ли) сами далеко не всегда дают понять обществу и отдель­ным гражданам, сколь специфична и особенна их профес­сия с точки зрения современной науки и практики, и сколь значимо для профессии наличие специальной подготовки. В этом есть определенный просчет системы профес­сиональной педагогической подготовки, которая должна прежде всего будущему педагогу:

♦ показать связь и взаимозависимость в профессии и обще­стве, из-за возросшей комплексности и противоречивости ожиданий общества от профессии учителя и наметившихся в связи с этим тенденций к непрерывному реформиро­ванию образовательно-воспитательной сферы педагоги часто теряют даже ближайшие ориентиры; в такой ситуации важно определить для себя приоритеты професси­ональной деятельности и взаимосвязь между целями, ценностями, образовательными структурами, методами и педагогическими стратегиями, материальными и учеб­ными ресурсами, управлением и руководством в про­цессе обучения и воспитания;

♦ дать толчок к положительным переменам: представления об идеалах могут и должны мотивировать педагога на инновационную деятельность, которая осуществляется в совместных с коллегами проектах, экспериментах;

♦ помочь развить в себе вкус к коллективной и коллеги­альной деятельности: педагоги часто ощущают себя бор­цами-одиночками со всеми своими положительными и отрицательными сторонами; к отрицательной стороне, без сомнения, можно отнести чувство изоляции, кото­рое приводит педагогов (особенно воспитателей детс­ких садов и учителей начальной школы) к такому самовосприятию (кстати, подстегиваемому обществом и средствами массовой информации), что это люди «не от мира сего», этакие «общественные экзоты», «синие чулки»; некоторой компенсацией педагогам в их проти­востоянии такому общественному мнению, бытующему на вульгарно-бытовом уровне, могут быть коллегиаль­ное сотрудничество и профессиональное объединение;

♦ помочь развить в себе стремление к профессиональной сво­боде: под этим мы подразумеваем право каждого педа­гога на ограничение его от непрофессионального бюрок­ратического вмешательства и регламентации, право самому определять (исходя из конкретной учебно-вос­питательной ситуации) способы организации, отбор содержания, методы и приемы обучения и воспитания. Анализ тенденций развития европейской и мировой школы позволяет нам выделить четко выраженный пери­од переноса акцента в отношениях между педагогом и вос­питанником с субъект-объектных («педагог - коллектив воспитанников (учащихся)» на субъект-субъектные («педа­гог - воспитанник (ученик)», и даже на отношения в сис­теме «один учитель — один ученик» (выполнение учителем как в очной, так и в заочной форме индивидуализирован­ного образовательного заказа, например, репетиторство, до­машнее образование, гувернерство, образовательный кон­салтинг, написание письменных работ, тьюторство и пр.) т.е. на диалоговые отношения, что предполагает полную реализацию своего потенциала каждым воспитанником (обу­чающимся) при непосредственном интеллектуально духовном взаимодействии с педагогом, направляющим этот про­цесс в наиболее благоприятное русло. Не дети сегодня долж­ны приспосабливаться к условиям и установленным прави­лам школы, а школа и ее работники должны максимально учитывать интересы детей - только в таком случае школа станет вторым домом для детей — Домом радостного по­стижения разумного, доброго и вечного.

Существует значительная категория граждан, которая вынуждена или желает получать образование (как основ­ное, так и дополнительное) автономно, изолированно, не посещая образовательное учреждение. В ответ на этот запрос возникают новые образовательные технологии (на­пример, дистанционное обучение) которые существенно расширяют и изменяют образ педагогической профессии.

Обобщая сказанное выше, можно с уверенностью про­гнозировать, что особенно востребованными сегодня и в будущем становятся такие качества педагога, как: умение работать в команде, быть консультантом и экспертом, иметь организаторские способности и уметь налаживать между­народные связи, быть способным и готовым к кооператив­ным действиям со всеми педагогическими работниками школы, родителями, общественными организациями, вла­деть всеми современными педагогическими технологиями и методами (открытое обучение, недельное планирование, социальное и проектное обучение, развивающее обучение и т.д.). В своей новой роли педагог все в большей степени берет на себя функции консультанта, эксперта, супервизо­ра по отношению не только к детям, но и к родителям и лицам из ближайшего окружения школы, нуждающимся в такой помощи педагога-профессионала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изме­нившиеся социально-политические условия, более разно­образные формы жизни в обществе, изменение структуры современной семьи и различные представления о воспита­нии, совместная жизнь в школе и обществе с представите­лями различных культур (как результат интеграционных процессов), растущее осознание проблем экологии и влия­ния средств массовой информации не только ставят новые задачи перед системой образования, но и меняют облик педагога и его роль в профессиональной сфере и обществе. Требования к профессиональной подготовке педагога осо­бенно возросли в последние годы в связи с усилением его социальной роли как специалиста, несущего наряду с дру­гими административными и общественно-политическими институтами свою долю ответственности за подготовку вы­сококультурных, гуманных людей, способных эффективно претворять в жизнь социальные и свои личные интересы в их взаимосвязи. Именно в такие периоды истории разви­тия человечества, связанные с ускорением темпов научно-технического прогресса, ростом социально-политической активности населения, как никогда ранее возрастает роль учителя в обществе, а значит, и роль педагогического об­разования, по-новому готовящего этого специалиста.

3.Конкурентоспособность педагогической профессии на рынке труда. Это определяет, прежде всего, ее место среди других профессий, экономическую и социальную привле­кательность ее для самого педагога и для его социального окружения. Это позволяет педагогу взглянуть на свою про­фессию сквозь призму социально-политического восприя­тия ее обществом (и в этом смысле диапазон такого вос­приятия в мире в зависимости от экономической и обще­культурной ситуации страны достаточно велик: от обеспе­ченности на уровне прожиточного минимума, как, например, сегодня в России и во многих развивающихся странах, до материального уровня, превышающего зарп­лату государственных чиновников, как, например, во Фран­ции, ФРГ и др.).

В тесной зависимости от материального положения на­ходится в обществе и социально-правовой статус педагога.

Для того чтобы конкурировать на рынке труда с други­ми профессиями, педагогическим профессиям необходи­мо обладать экономической и социальной привлекатель­ностью. Социальная привлекательность профессии педа­гога будет увеличиваться за счет развития новых педаго­гических технологий, увеличения творческой составля­ющей педагогической деятельности, информатизации и компьютеризации образования.

Экономическая привлекательность педагогических про­фессий будет возрастать и за счет материально-экономи­ческого стимулирования выбора данной профессии со сто­роны государства, и за счет расширения потребности в образовательных услугах у населения, способного быть фак­тическим работодателем, за счет учета фактора конкурен­тоспособности при организации профессионально-педа­гогической подготовки будущих специалистов, которые все чаще осваивают помимо основной «смежные» педаго­гические специальности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите и охарактеризуйте этапы становления педагогичес­кой профессии.

2. Дайте определение педагогической специальности. В чем от­личия педагогической специальности и педагогической про­фессии?

3. Раскройте содержание типов педагогических специальностей и должностей.

4. Объясните, почему негативные качества личности педагога отнесены к профессионально значимым наряду с позитив­ными.

5. Охарактеризуйте возможные стили во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика).

6. Раскройте содержание принципа учета детской активности во взаимоотношениях педагога и воспитанника (ученика).

7. Дайте характеристику прав и свобод ребенка, зафиксирован­ных Конвенцией ООН «О правах ребенка».

8. Раскройте основные положения правового регулирования в области образования.

9. Перечислите образовательные права, которыми обладают обу­чающиеся, воспитанники.

10. Раскройте содержание прав, обязанностей и ответственнос­ти работников образовательных учреждений.

11. Какими нормативными документами должен руководствовать­ся педагог в своей профессиональной деятельности?

12. Раскройте взаимосвязь проблем и перспектив развития педа­гогической профессии в современной России.

Литература для самостоятельного изучения

  1. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. Учебное пособие. - М., 2000.

  2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. - М.,1999.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании». — Изд. 6-е. — М., 2003.

  4. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Об­нинск, 1993.

  5. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образо­вании». Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. - М., 1998. Конституция Российской Федерации. — М., 2000.

  6. Немов Р.С. Психология образования. - М., 1994.

  7. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубе­же тысячелетий. - М., 2000.

  8. Общая педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заве­дений. Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. - М., 2002.

  9. Пешкова Н.С. Права учителя: конкретные вопросы - конк­ретные ответы: справочное пособие. - СПб., 2000.

  10. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.,1999.

  11. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ре­бенка. - М., 1987.

  12. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения. Учебное пособие для преподавателей и сту­дентов. - М., 1998. - С. 42-43.