logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка

Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых со­стоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между не­посредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формально­го (регламентированного) и неформального (свободно­го) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда за­метную сторону педагогического взаимодействия, отра­жая потребностно-мотивационную сферу личности педа­гога и воспитанника.

Проблемы межличностных отношений педагога и ребен­ка рассматривались многими исследователями, среди ко­торых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и дет­ский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психоло­га на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др.

И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контек­сте общения учителя с учащимися.

1. Взаимно положительные отношения являются безуслов­но оптимальным вариантом, обеспечивая психологи­ческую совместимость взаимодействующих сторон.

2. Взаимно отрицательные отношения выступают как вза­имно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю не­обходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений.

3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоот­ношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы пре­дотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на оби­дах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опус­каясь до сведения счетов с учащимися.

4. При односторонних противоречиво положительных взаи­моотношениях, когда очевидны колебания между симпа­тией и антипатией, имеется объективная психологичес­кая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт.

5. Односторонние противоречиво отрицательные отноше­ния не исключают согласия и конструктивности совме­стных действий. Однако педагогу важно усилить поло­жительную позицию учащихся, найти способы сбли­жения.

6. Взаимно противоречивые отношения являются потенци­ально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.

7. Обезличенные, т.е. объект-объектные, отношения явля­ются педагогически неполноценными. Формальные контакты не только свидетельствуют о взаимном рав­нодушии, но и провоцируют немотивированные вспыш­ки агрессии учащихся.

Для осознания особенностей взаимоотношений педа­гога и ребенка в современных условиях необходимо учи­тывать, что призыв к ненасилию, толерантности все более и более овладевает умами общественности и заставляет задуматься об организации педагогически целесообразных отношений с детьми в образовательном процессе именно с этих позиций.

Одной из важных составляющих профессионализма педагога является умение формировать у детей опыт взаи­модействия между людьми, социальными группами, об­щественными объединениями и государствами, т.е. уме­ние вести диалог, успешные переговоры, проявление стремления к справедливости, толерантности. Всему этому может научиться ребенок только во взаимодействии со взрослыми и прежде всего, с педагогами, которым прису­щи именно такие качества.

Представляется уместным обозначить следующие под­ходы во взаимоотношениях педагога и воспитанников.

1. Дети должны быть услышаны.

Педагогу необходимо создавать условия для того, чтобы у его воспитанников была реальная возможность говорить о своих правах и отстаивать их в образовательном процессе.

В последнее время появились «школьные парламенты», участвуя в которых, дети стали выполнять посильные для них задачи, связанные как с работой учебных заведений, так и с жизнью социума, окружающего школу. «Стажиру­ясь во власти» в различных формах детского самоуправле­ния, дети учатся понимать, что они подотчетны тем, кто их избрал, и несут перед ними ответственность, усваива­ют, что выборная должность налагает определенные обя­зательства и требует исполнения обещаний и соответству­ющих обязанностей.

2. Дети должны быть участниками весьма широкого спектра видов деятельности: познавательной, творческой, информационной, коммуникативной, аналитической, спортивной и пр.

Участие детей предполагает, что активность педагогов будет направлена на инициирование и поддержку актив­ности детей в большей степени, чем на реализацию соб­ственных, т.е. «взрослых», представлений о том, как обу­строить социальное пространство для жизнедеятельности детей. В любом возрасте дети способны на большее, чем принято считать, и, как правило, они справляются с по­ставленными перед ними задачами, если взрослые так­тично, ненавязчиво, но заинтересованно и со знанием дела им помогают.

3. Дети должны проявлять активность в образователь­ном процессе.

В мировом педагогическом сообществе расширяется практика преподавания, которая способствует активиза­ции участия детей в процессе их собственного образова­ния, стимулирует их интерес к самообразованию.

Педагог должен обязательно учитывать, что приори­тетное значение для развивающегося ребенка имеют игры, досуг, свободное общение со сверстниками и взрослыми, причем на все это ребенок имеет неотъемлемое право, а сами игры, досуг и общение таят в себе огромные воз­можности и для собственного развития детей, и для из­менения их жизни к лучшему, и для активного обучения. Педагоги в своих взаимоотношениях и взаимодействии с детьми должны учитывать наличие таких факторов, форм и средств проявления детской активности:

♦ детское движение, наличие, характер которого в обще­стве характеризует степень демократического развития самого общества;

♦ ценности и идеалы детства, детская субкультура;

♦ права ребенка во всей их совокупности, зафиксиро­ванные в Конвенции ООН «О правах ребенка»;

♦ детский отдых в различных формах;

♦ детская игра;

♦ детская дружба;

♦ детский романтизм;

♦ символика и атрибутика детских сообществ;

♦ коллективы детей как модели общественной жизни взрослых;

♦ опыт и практика деятельности детских сообществ;

♦ детское законотворчество (уставы, правила, торжествен­ные обещания детских организаций и пр.);

♦ социально значимая деятельность ребенка и детских сообществ;

♦ нравственно-правовое пространство ребенка и детства. Дети нуждаются в педагогической поддержке их иници­атив. В этом отношении велика, естественно, роль лично­сти педагога - лидера и организатора их жизнедеятельно­сти. Если он будет носителем позитивных ценностей, то за счет своих лидерских качеств и организаторских способ­ностей в значительной мере будет влиять как на оздоров­ление ситуации внутри детского сообщества, так и на про­цесс формирования позитивного отношения к детскому миру с его субкультурой в мире взрослых. Как показывает практика, ценностные ориентации педагогов весьма раз­нообразны, но в этом разнообразии они должны быть под­чинены общечеловеческим ценностям, в противном слу­чае неминуемы серьезные личностные деформации как у педагогов, так и у вверенных их заботам воспитанников.

Ответственность за детей, их жизнь, здоровье, физическое, психическое и социальное развитие - не только аксиома гуманистической педагогики, не только правовой прин­цип организации взаимоотношений педагогов и воспитан­ников, но и одно из профессионально значимых качеств личности педагога.

Создание условий для формирования ценностного про­странства ребенка не только реализует личностные по­требности детей, но и является приоритетной сферой ин­тересов всех участников образовательного процесса, реа­лизующих задачи социализации и воспитания личности.

Педагогу необходимо очень хорошо знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, для того, чтобы сотрудничать с ним, а не конфликтовать, для того, чтобы понимать и прощать его, быть требователь­ным и вести за собой, четко зная и информируя ребенка о том, куда и зачем.

Важной личностной характеристикой профессиональ­ного педагога является педагогический интерес, предпо­лагающий тонкое прикосновение к нравственному миру ребенка, умение видеть его проблемы не только и не столько с позиции взрослого, сколько с позиции самого ребенка.

Педагог должен замечать, задумываться и находить от­веты на вопросы, почему ваш воспитанник в гневе, агрес­сивен (ругается или дерется), впал в истерику, испытыва­ет радость или негодует, жалуется, ябедничает, вечно или иногда чего-то просит, чего-то боится. Обидчивость, а тем более мстительность педагога в ответ на неадекватные, слишком эмоциональные реакции воспитанников — при­знак его профессиональной несостоятельности.

Нравственный мир детства представлен разнообразным спектром моральных чувств детей. Они индивидуально-личностно относятся к злу и добру, справедливости и неспра­ведливости, предательству и верности. Дети по-разному по­нимают эти категории и в соответствии с пониманием по-разному строят свои отношения и совершают поступки.

В этом виртуальном мире детства бушует бездонный океан их фантазии. (Не путать со лживостью, хотя дет­ские фантазии иногда для взрослого неотличимы от лжи. Кто забыл, как это выглядит, советуем перечитать «Денискины рассказы» Драгунского). Детям в условиях мо­рального хаоса и неразберихи, царящих на телеэкранах и в их неокрепших душах, очень нужен внимательный, чут­кий и мудрый педагог, понимающий и способный при­нять детские фантазии не как ложь, а как один из спосо­бов их внутреннего миросозидания и миропознавания.

В детском мире есть такая область, как религиозность. Педагог должен уважительно относиться к этой важной стороне жизни потому, что есть такая демократическая категория, как свобода совести. Нельзя допускать даже ненароком оскорбления религиозных чувств.

В последние годы в отечественной педагогике сформи­ровался сравнительно новый раздел — религиозная педа­гогика, в котором представлены такие особые направле­ния, как христианская педагогика, педагогика ислама и т.д. Религия и церковь долгое время аккумулировали на­родную мудрость и этнопедагогические знания. Педагогу стоит открыть для себя этот, возможно, новый для него пласт человеческой культуры, для чего рекомендуем оз­накомиться с интересным, необычным словарем, собрав­шим категории, которыми мыслят верующие дети-хрис­тиане, и многие из которых было бы полезно усвоить не­верующим детям.

Важным требованием к личности педагога является знание и умение по крайней мере нейтрализовать угрозы детству со стороны окружающего мира, поскольку он да­леко не безоблачен, умение оказать своевременную и дей­ственную помощь и поддержку ребенку, попавшему в слож­ную ситуацию, среди которых:

♦ социальные и психологические конфликты;

♦ нужда и бедность;

♦ алкоголизм и наркомания;

♦ насилие и дискриминация;

♦ этнические и национальные проблемы;

♦ преступления и правонарушения;

♦ инвалидность;

♦ сиротство;

♦ родительская жестокость.

Профессионализм педагога формируется в процессе изучения и осмысления научной информации о ребенке. Ребенок как объект научного познания един и целостен, но изучается он в рамках многих наук. Каждая наука изу­чает ребенка со своих позиций, что позволяет всесторон­не понять ребенка в его единстве и целостности.