logo
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

2.2. Основные виды педагогической деятельности

Основными видами педагогической деятельности яв­ляются преподавание и воспитание.

Преподавание — это такой вид специальной деятельнос­ти педагога, который направлен на управление преимуще­ственно познавательной деятельностью школьников. Пре­подавание — один из основных смыслообразующих ком­понентов процесса обучения. В структуре обучения пре­подаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только и ре­зультате тесного взаимодействия с обучаемым так в не­посредственной, так и в опосредованной форме. Но в ка­кой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие актив­ного процесса учения.

Таковым же он выступает при условии, когда дея­тельность учащихся обеспечивается, организуется и кон­тролируется учителем, когда целостность процесса обу­чения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обуче­ния учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию, структурирование учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой — организует деятельность учащих­ся, рациональную, эффективную, адекватную задачам обу­чения.

Предметом деятельности преподавателя выступает ру­ководство учебно-познавательной деятельностью учащихся (рис. 8).

Воспитательная работа — это педагогическая деятель­ность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения за­дач их гармоничного развития. Преподавание и воспита­тельная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, сте­пень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обуче­ние лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания.

Преподавание значительно легче по способам его орга­низации и осуществления, а в структуре целостного педа­гогического процесса, по мнению В.А.Сластенина, «оно должно занимать подчиненное положение».

Если в процессе обучения практически все можно до­казать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, по­скольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отно­шения к учебной деятельности в целом, т.е. От результата не только преподавания, но и воспитания.

Существует еще несколько видов педагогической дея­тельности, которые наглядно показаны на рис. 9.

Р ассматривая, например, круг обязанностей воспита­теля группы продленного дня, можно увидеть в его деятель­ности и преподавание, и воспитательную работу. Решая задачи воспитывать у учащихся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены, он регулирует режим дня школь­ников, наблюдает и оказывает помощь в своевременном приготовлении домашних заданий, в разумной организа­ции досуга. Очевидно, привитие привычек культурного поведения, навыков личной гигиены и учебной деятель­ности — это уже сфера не только воспитания, но и обуче­ния, которая требует систематических упражнений.

Необходимо указать еще один аспект данной пробле­мы: некоторые учителя помимо преподавательской рабо­ты выполняют еще функции классного руководителя. Классный руководитель в общеобразовательной школе Рос­сийской Федерации - учитель, осуществляющий наряду с пре­подаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса. В содержа­ние деятельности классного руководителя входит:

♦ всестороннее изучение учащихся, выявление их склон­ностей, запросов и интересов, создание актива класса, разъяснение Устава школы или «Правил для учащих­ся» с целью воспитания норм поведения и чувства от­ветственности за честь класса и школы;

♦ наблюдение за успеваемостью, дисциплиной, обще­ственной работой и досугом учащихся;

♦ организация внеклассных и внешкольных мероприя­тий;

♦ систематическое взаимодействие с родителями учащихся, организация работы родительского комитета класса;

♦ принятие мер по предупреждению отсева учащихся из школы и т.д.

Классный руководитель составляет план работы на чет­верть или на полугодие, в конце учебного года представляет администрации школы краткий отчет о своей деятельно­сти. Важнейшая задача классного руководителя - разви­тие ученического самоуправления*.

Кроме того, можно выделить в отдельную группу виды деятельности по признаку специфических задач и функци­онала педагогов различных специальностей. К примеру, виды деятельности социального педагога включают в себя:

♦ социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социаль­ной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

♦ социально-правовую помощь, направленную на соблю­дение прав человека и прав ребенка, содействие в реа­лизации правовых гарантий различных категорий де­тей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

♦ социально-реабилитационную помощь, направленную на оказание реабилитационных услуг в центрах, комп­лексах, службах и других учреждениях по восстановле­нию психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в этом детей;

♦ социально-бытовую помощь, направленную на содей­ствие в улучшении бытовых условий детей, проживаю­щих в семьях группы риска;

♦ социально-экономическую помощь, направленную на оказание содействия в получении пособий, компенса­ций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детс­ких домов;

♦ медико-социальную помощь, направленную на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, про­филактику алкоголизма, наркомании несовершенно-

летних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;

♦ социально-психологическую помощь, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье и мик­росоциуме, в которых развивается ребенок, на устране­ние негативных воздействий дома, в школьном коллек­тиве, затруднений во взаимоотношениях с окружающи­ми, в профессиональном и личном самоопределении;

♦ социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагоги­ческих ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоот­ношениях детей с родителями, сверстниками, учителя­ми, предупреждение конфликтных ситуаций, порождаю­щих детскую беспризорность и безнадзорность, обес­печение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Таким образом, подводя итог сказанному, приходим к выводу: педагогическая деятельность будет успешной, когда педагог сумеет развить и поддержать познавательные ин­тересы детей, создать атмосферу совместного творчества, коллективной ответственности и заинтересованности в ус­пехах всех обучающихся и воспитанников, т.е. когда в его деятельности будут реально и эффективно взаимодейство­вать обе ее разновидности при доминирующей роли вос­питания.