Приложение 5
МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»*
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
Таблица
Окончание таблицы
№ | УТВЕРЖДЕНИЕ | ОЦЕНКА | ТИП МОТИ- ВАЦИИ |
1. 2. 3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. 10. 11. 12.
13.
14.
15. 16. 17.
18. 19.
20. | Требует общения с разными людьми Нравится родителям Предполагает высокое чувство ответственности Требует переезда на новое место жительства Соответствует моим способностям Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием Дает возможность приносить пользу людям Способствует умственному и физическому развитию Является высокооплачиваемой Позволяет работать близко от дома Является престижной Дает возможности для роста профессионального мастерства Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах Позволяет реализовать способности к руководящей работе Является привлекательной Близка к любимому школьному предмету Позволяет сразу получить хороший результат труда для других Избрана моими друзьями Позволяет использовать профессиональные умения вне работы Дает большие возможности проявить творчество |
| и — с + и —
с и + + — с
__
с
и + с
—
+ |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Шкала оценок:
5 - очень сильно повлияло, 4 - сильно, 3 - средне, 2 - слабо, 1 - никак не повлияло.
Условные обозначения: «и» - внутренние индивидуально значимые мотивы; «с» - внутренние социально значимые мотивы; «+» — внешние положительные мотивы; «-» — внешние отрицательные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
В профессиональной консультации психолог пользуется системой методов и показателей, которые наглядно представлены в схеме (см. схему).
Попытаемся дать характеристику отдельных методов профдиагностики, способов анализа и представления диагностических данных в виде дифференциально-диагностического обследования, психограммы, психологической характеристики школьника.
Для выявления личностных особенностей часто используется многофакторный опросник Раймонда Кэттела. Опросник разработан автором на основе длительного исследования и предназначается для получения полного представления о личности в короткое время.
В исследовании старшеклассников используется юношеский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов.
1.Фактор А - аффектотимия (сердечность, доброта, общительность).
- шизотимия (обособленность, отчужденность, замкнутость).
2. Фактор В - схоластические умственные способности.
3. Фактор С - эмоциональная стабильность (сила «Я»)
- (нестабильность).
4. Фактор D - возбудимость - флегматичность (фактор темперамента).
5. Фактор Е - доминантность, властность
- зависимость, покорность.
6. Фактор F - озабоченность - беспечность
7. Фактор L - сила «сверх-Я» - слабость «сверх-Я»
8. Фактор Н - робость - смелость
9. Фактор J - жесткость - мягкость
10. Фактор G- коллективизм - индивидуализм
11. Фактор Q - уверенность в себе - чувство вины
12. Фактор Q2- самодостаточность - приверженность группе.
13.Фактор Q3 - высокий контроль «Я» - низкий контроль «Я».
14. Фактор Q4- высокое рабочее напряжение - низкое рабочее напряжение.
Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте», «Введение в экспериментальную психологию», «Психологическое тестирование».
Для оценки профессионального личностного типа можно использовать методику Джона Голланда. Голланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов.
1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.
Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.
Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичности, оригинальности, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.
Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.
Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.
Тест Д. Голланда по определению типа личности
Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий «поэт или психолог» вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41 (б) вы должны поставить знак «плюс».
1 а) инженер-техник б) инженер-контролер | 2 а) вязальшик б) санитарный врач | 3 а) повар б) наборщик | 4 а) фотограф б) заведующий магазином |
5 а) чертежник б) дизайнер | 6 а) философ б)психиатр | 7 а) ученый-химик б) бухгалтер | 8 а) редактор научного журнала б) адвокат |
9 а) лингвист б) переводчик художественной литературы | 10 а) педиатр б) статистик | 11 а) организатор воспитательной работы б) председатель профсоюза | 12 а) спортивный врач б) фельетонист |
13 а) нотариус б)снабженец | 14 а) перфоратор б) карикатурист | 15 а) политический деятель б) писатель | 16 а) садовник б) метеоролог |
17 а) водитель троллейбуса б) медсестра | 18 а) инженер-электрик б) секретарь-машинистка | 19 а) маляр б) художник по металлу | 20 а) биолог б) главный врач |
21 а) телеоператор б) режиссер | 22 а) гидролог б) ревизор | 23 а) зоолог б) зоотехник | 24 а) математик б) архитектор |
25 а) работник б) счетовод | 26 а) учитель б) командир дружинников | 27 а) воспитатель б) художник по керамике | 28 а) экономист б) заведующий отделом |
29 а) корректор б) критик | 30 а) завхоз б) директор | 31 а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике | 32 а) наладчик б) механик |
33 а) агроном б) председатель колхоза | 34 а) закройщик-модельер б) декоратор | 35 а) археолог б) эксперт | 36 а) работник музея б) консультант |
37 а) ученый б) актер | 38 а) логопед б) стенографист | 39 а) врач б) дипломат | 40 а) главный бухгалтер б) директор |
41 а) поэт б) психолог | 42 а) архивариус б) скульптор |
|
|
Ключ к тесту Д. Голланда (лист ответов учащихся)
РЕАЛИС- ТИЧЕСКИЙ ТИП | ИНТЕЛЛЕК-ТУАЛЬНЫЙ ТИП | СОЦИАЛЬ- НЫЙ ТИП | КОНВЕН- ЦИАЛЬНЫЙ ТИП | ПРЕДПРИ- ИМЧИВЫЙ ТИП | АРТИСТИ- |
ЧЕСКИЙ | |||||
ТИП | |||||
1а | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 |
2а | 6а | 66 | 76 | 86 | 96 |
За | 7а | 10а | 106 | 116 | 126 |
4а | 8а | 11а | 13а | 136 | 146 |
5а | 9а | 12а | 14а | 15а | 156 |
16а | 166 | 176 | 186 | 236 | 196 |
17а | 20а | 206 | 226 | 266 | 216 |
18а | 22а | 25а | 256 | 286 | 246 |
19а | 23а | 26а | 28а | 30а | 276 |
21а | 24а | 27а | 29а | 336 | 296 |
31а | 316 | 366 | 326 | 356 | 306 |
32а | 35а | 38а | 386 | 376 | 37а |
33а | 36а | 39а | 40а | 396 | 41а |
34а | 37а | 416 | 42а | 406 | 426 |
- S = | S = | S = | S = | S = | S = |
Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанные группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством Е.А. Климова в конце 60-х - начале 70-х гг.
- Введение в педагогическую деятельность
- Педагогическое общество России Москва
- Мижериков Василий Андреевич Юзефавичус Татьяна Анатольевна введение в педагогическую деятельность
- 115035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 1.
- 191119, Г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, д. 4.
- 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7.
- Оглавление
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития 8
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога 45
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь 85
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога 103
- Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- 1.1. Общее представление о профессии
- 1.2. Возникновение и становление педагогической профессии
- 1.2.1. Допрофессиональный этап
- 1.2.2. Условно профессиональный этап
- 1.2.3. Собственно профессиональный этап
- 1.2.4. Типология современных педагогических профессий
- 1.2.5. Особенности становления и развития педагогической профессии в России
- 1.3. Личность педагога
- 1.3.1. Личность педагога: общая характеристика
- 1.3.2. Направленность личности педагога
- 1.3.3. Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики
- 1.3.4. Профессионально значимые качества личности педагога
- 1.3.5. Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка
- 1.3.6. Правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса
- 1.4. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной россии
- Глава 2. Профессиональная деятельность педагога
- 2.1. Сущность, цели и содержание педагогической деятельности
- 2.1.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
- 2.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности
- 2.1.3. Мотивация педагогической деятельности
- 2.1.4. Цель педагогической деятельности
- 2.1.5. Содержание деятельности педагога
- 2.2. Основные виды педагогической деятельности
- 2.3. Функции педагогической деятельности
- 2.4. Стили педагогической деятельности
- 2.4.1. Понятие о стиле деятельности
- 2.4.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
- 2.5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога
- 2.6. Профессиональные ошибки в деятельности педагога
- Глава 3.Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- 3.1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
- 3.2. Компоненты педагогической культуры
- 3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
- 3.2.2. Технологический компонент педагогической культуры
- 3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
- 3.2.4. Личностный компонент педагогической культуры
- 3.3. Значимость культурологической подготовки будущих педагогов
- Глава 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- 4.1. Система непрерывного педагогического образования
- 4.2. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию
- 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
- 4.4. Содержание высшего педагогического образования. Государственный стандарт высшего педагогического образования
- 4.5. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога
- Заключение
- Глоссарий
- Литература
- Приложения Приложение 1
- Тема 1. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы ее развития
- Тема 2. Профессиональная деятельность педагога
- Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь
- Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
- Тема 5. Разработка студентами авторских программ профессионально-педагогического становления и развития
- Содержание тем семинарских занятий
- Приложение 2
- Приложение 3 педагогические специальности
- Приложение 4 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
- Волков Игорь Павлович
- Иванов Игорь Петрович
- Ильин Евгений Николаевич
- Кабалевский Дмитрий Борисович
- Лысенкова Софья Николаевна
- Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
- Шаталов Виктор Федорович
- Приложение 5
- Анкета 1
- Анкета 2
- Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»
- Опросник профессиональных предпочтений
- Лист ответов
- Полигон профессиональных предпочтений
- «Полигон профессиональных предпочтений»